Экспорту необходимы новые рынки

За два месяца текущего года более чем на два миллиона долларов поставило на экспорт продукции УП “Гефест-техника” — дочернее предприятие СП ОАО “Брестгазоаппарат”. Это примерно в четыре раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Основной торговый партнер “Гефеста” — Россия. На ее долю приходится около 75 процентов всего объема экспорта предприятия. Это один из положительных примеров торговых отношений Беларуси. А как обстоят дела с экспортными поставками в масштабах всей республики?

По итогам прошлого года белорусский экспорт составил 16 миллиардов долларов США. По сравнению с 2004-м темп роста — 116 процентов при установленном прогнозе 114—115 процентов. Результат в принципе довольно успешный, правда, общую картину немного портит уменьшение товарооборота с Россией в связи с введением в 2005 году нового принципа взимания НДС по стране назначения (снижение на 17—18 процентов объемов импортных и экспортных поставок). В чем причины такой динамики?
В 2005 году темпы роста белорусского экспорта примерно на 15 процентных пунктов опередили темпы роста импорта. Экспорт со странами дальнего зарубежья увеличился на 38,2 процента, в том числе со странами ЕС более чем на 40 процентов, Азии — 40,3 процента. Темп роста экспорта в Россию составил в фактических ценах 88,1 процента, что привело к сокращению его доли до 36 процентов в общем объеме белорусского экспорта.
Как рассказал начальник отдела анализа и планирования МИД Беларуси Юрий Чутков, переход на принцип взимания косвенных налогов по стране назначения стал одной из причин снижения объемов экспортных поставок в Россию. Прошедший год для предприятий — участников этого рынка в связи с нововведениями оказался не то чтобы переходным, а адаптационным.
Но это отразилось на мелких предпринимателях и так называемых случайных покупателях (разовые сделки), которые закупали белорусский товар небольшими партиями. Для многих это стало невыгодным. Таким структурам перестроиться юридически на новые правила сложнее, чего не скажешь о крупных предприятиях, у которых все схемы поставок четко отлажены и позволяют работать в любых условиях.
Не следует забывать и о потоке товаров из третьих стран, заполонивших рынки России. Дешевая радиоэлектроника, одежда, обувь и т.д. Белорусской легкой промышленности в плане цены конкурировать с китайским ширпотребом тяжело.
Следует отметить, что основная группа поставляемых товаров осталась стабильной. Это тракторы, грузовые автомобили, мясная и молочная продукция.
Снижение экспорта в Россию — свершившийся факт, от которого никуда не денешься. По прогнозам специалистов, в 2006 году все должно стабилизироваться.
Гораздо оптимистичнее выглядит динамика поставок в страны Европейского союза. Темпы роста экспорта здесь уверенно опережают импорт на 31,4 процентного пункта.
По словам Юрия Чуткова, почти третья часть объема экспорта — это нефть и нефтепродукты. В Европе практически нет своих месторождений нефти и газа. Поэтому подобный товар всегда будет востребован, и можно с большой долей уверенности говорить, что наш экспорт туда будет расти.

 Кроме того, поставляется значительный объем продукции, которая впоследствии используется в переработке: прутки и полуфабрикаты из железа и стали, лесоматериалы.
Правда, не обходится и без проблем. В основном они кроются в сложностях соответствия продукции белорусских предприятий требованиям европейского рынка с точки зрения доступа. Сказываются не столько тарифы (ставки ввозных таможенных пошлин и т.д.), сколько меры нетарифного регулирования: постоянная сертификация, стандартизация продукции под требования европейского рынка и другие. Только освоили один евростандарт, сразу вводится следующий. Возможно, такими способами конкуренты защищают свои территории. В определенной степени при выборе экспортируемых товаров сказываются и высокие требования европейских покупателей — более качественный уровень жизни, влияние крупных международных экологических организаций.
Поэтому белорусские поставщики ведут активную работу по адаптации своей продукции к европейским потребительским нормам.
Заметно растут объемы поставок и на азиатские рынки. Доля экспорта в этот регион увеличилась с 5,3 процента в 2004 году до 6,4 процента в 2005-м. Традиционные наши партнеры — Китай, Индия, Турция, Вьетнам, Пакистан, Корея.
Основная особенность заключается в том, что этот рынок практически недоступен для нашей легкой промышленности и электроники. Одно из ведущих направлений — калийные удобрения. Товар надежный, но объемы поставок зависят от квот и потребностей сельского хозяйства, что зачастую определяется погодными условиями в регионе.
Страны Азии обладают значительными природными ресурсами, поэтому традиционными статьями белорусского экспорта в этом регионе остаются большегрузные автомобили, карьерные самосвалы, тракторы.
Эта техника требует сопровождения — нужны значительные объемы поставок запчастей, специалисты. Поэтому белорусские предприятия развивают на месте свое сборочное производство, что в определенной степени снижает стоимость продукции. Ведь в ряде азиатских стран таможенный ввозной тариф на запчасти гораздо ниже или вообще отсутствует в отличие от ставок на поставляемую готовую продукцию.
Одна из особенностей азиатских рынков в том, что они очень емкие, а это позволяет наращивать объемы поставок. Дополнительный импульс в развитии торговли дают визиты наших государственных деятелей и представителей деловых кругов. Организованные выставки, ярмарки влекут за собой увеличение товарооборота. За прошедший год по сравнению с 2004 годом товарооборот со странами Азии вырос на 533,7 млн. долларов, или на 45,4 процента.
В целом белорусский экспорт выглядит неплохо, но расслабляться в этом вопросе смерти подобно. Отступлений экспорт не простит. Шаг в сторону, и ниша будет занята ждущим удобного момента конкурентом. Для Беларуси важен рынок любого региона, проявляющего интерес к нашей продукции. А подобное внимание как нельзя лучше завоевывается соотношением качества и стоимости отечественного товара.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter