Экономия по-народному.

Чтобы уменьшить расходы по жировке, жильцам предлагают начать внимательнее относиться к... своим подъездам.

Чтобы уменьшить расходы по жировке, жильцам предлагают начать внимательнее относиться к... своим подъездам.

Рабочий день председателя двух жилищно-строительных потребительских кооперативов Светлогорска Татьяны Петровой не имеет четко установленных границ. Со своими проблемами жильцы могут позвонить и ранним воскресным утром, и среди ночи: коммунальные неприятности не “согласовывают” времени своего прихода и чаще всего требуют неотложного вмешательства. Но, как убеждена председатель, многих трудностей все же можно избежать. “НГ” выяснила, как товарищество собственников может помочь жильцам уйти от некоторых коммунальных проблем и сократить денежные расходы по квартплате.

Секрет № 1: полный контроль

Стать председателем кондоминимума Татьяна Петрова решила не случайно: в одном из ЖСПК, который возглавила собеседница, строилась квартира для ее семьи.

— Сейчас требования по качеству жилья стали гораздо жестче, чем раньше, — говорит она. — Как и прежде первоначальный контроль берут на себя специалисты управления по капитальному строительству. Я как председатель к проверкам подключаюсь на последней стадии. В последнее время мне помогали жильцы: сейчас мы все стали более информированными и настойчивыми. К тому же многие понимают: от того, насколько внимательными мы будем при приеме в эксплуатацию своего дома и своих квартир, зависит, сколько денег на текущие ремонты потратим в дальнейшем.

Участники кооператива высказывали председателю все, даже малейшие замечания. На основании обращений жильцов Татьяна составляла претензионные письма в управление капитального строительства и генерального подрядчика. После этого — лично контролировала выполнение работ.

Секрет № 2: квалифицированный персонал

Безусловно, с момента заселения новостройки забот у председателя только прибавилось. Свои нюансы были в подборе сотрудников. Если сначала со всей работой справлялись председатель и бухгалтер, к моменту сдачи дома в эксплуатацию должны были быть найдены квалифицированные электрик и теплотехник. Не обойтись дому и без дворника.

— Много вопросов возникает с оплатой труда нанятых специалистов, — не скрывает одной из наболевших проблем Татьяна Петрова. — Головная боль каждого председателя — найти квалифицированных, добросовестных сотрудников на столь низкооплачиваемые должности.

Но здесь есть определенные нюансы. С одной стороны, зарплата у того же электрика небольшая и зависит от того, когда сдавался дом и сколько в нем квартир. С другой стороны, жильцы, которые ежемесячно делают отчисления на заработок нанятому специалисту, ждут от него соответствующего перечня услуг. В частности, от электрика — решения всех возникающих вопросов с электричеством в своей квартире. В то же время, как поясняют специалисты, электрики и теплотехники в идеале должны обслуживать исключительно общедомовые коммуникации. А в случае необходимости жильцы могут обратиться к ним за консультацией или помощью в своей собственной квартире — но условия оплаты в этом случае придется оговаривать лично.

Секрет № 3: общеподъездная бережливость

Немало вопросов возникает и с отчислениями на капремонт, и на непредвиденные расходы. Каждое товарищество собственников решает их по-своему на собрании жильцов. По мнению Татьяны, на первых порах дому хватит отчислений на зарплату сотрудникам, на оплату канцтоваров и текущих расходов.

— Например, сразу после заселения можно немного сэкономить на отчислениях на капремонт, — делится опытом Татьяна Петрова. — Ведь в течение первых лет после ввода дома в эксплуатацию он находится на гарантии по выполнению подрядных работ по всем общедомовым коммуникациям. Так что в это время можно заняться, например, обустройством придомовой территории.

В качестве еще одной статьи экономии собеседница видит сокращение расходов на косметический ремонт. Его, убеждена она, сначала и вовсе можно избежать. Правда, как показывает практика, сделать это не всегда просто.

— На первых собраниях жильцов меня всегда радует настроение людей: они так восторженно говорят о том, как мечтали о собственной квартире, как будут беречь свой дом, — вздыхает Татьяна. — Но, к сожалению, через некоторое время красивый лифт превращается в грязный, на свежевыкрашенных стенах в подъезде появляются надписи, следы от обуви, на лестницах — мусор. Мне не очень приятно об этом говорить, но каждый из введенных в эксплуатацию домов проходит стадию вандализма: снимают датчики движения, плафоны, лампочки из подъездов. А ведь подъезд и придомовая территория тоже не чужие и требуют внимания, бережного отношения. К тому же, чем аккуратнее мы будем относиться к территориям общего пользования, тем больше своих денег сможем сэкономить.

 В тему

Устраивайтесь поудобнее!

Частникам дадут еще одну возможность проявить себя в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

“НГ” уже рассказывала, что в этом году специалисты намерены всерьез заняться привлечением в сферу ЖКХ частников. В 2011 году конкурсы по определению поставщиков услуг по техническому обслуживанию жилфонда были проведены в 16 городах. Результативным он стал только в Борисове, где в качестве поставщика услуг была выбрана организация “Чистый свет”. В большинстве же случаев конкурсы пришлось признать несостоявшимися из-за банального отсутствия претендентов.

Однако борисовский пример намерены развивать — сначала в Минской области. До конца года во всех районах пристоличного региона решили еще раз провести конкурсы на техническое обслуживание жилья. Миноблисполком уже поручил местным властям уделить серьезное внимание этому вопросу. Приход эффективных собственников в ЖКХ, конкуренция на этом рынке будут способствовать снижению себестоимости оказываемых населению услуг и повышению их качества, уверены специалисты.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter