Как я провел эту ночь: новогодние казусы от известных артистов

Эх, ёлки зеленые!

Многим артистам на заре своей карьеры и не только приходилось работать на новогодних праздниках Дедами Морозами и прочими сказочными персонажами. Такие выступления — особые страницы в творческих биографиях. У кого-то — веселые, у кого-то — не очень. «Ёлки» — время хлебное, но и дело напряженное. В канун Нового года вспоминаем, как это бывало.

Игорь
ЗАДОРОЖНЫЙ, солист Национального академического народного оркестра имени И.Жиновича:

— Ёлки, наверное, в жизни любого артиста присутствовали. Но если Дед Мороз — музыкант, это отдельный случай, тут свои особенности. Как-то лет 7—8 назад в новогоднем спектакле я в роли Деда Мороза должен был исполнять номер на саксофоне. Но уже в процессе понял, что рот-то под бородой и усами не нащупывается — они огромные, мешают. Пришлось на ходу импровизировать, как-то обыгрывать ситуацию. После нескольких попыток удалось, конечно, мундштук пристроить. Но родители и дети насмеялись от души, наблюдая, как Дед Мороз вынужден искать свой рот, чтобы на саксофоне сыграть. Со стороны смотрелось забавно, наверное, хотя мне не до смеха было. Или такой пример: мой Дед Мороз еще и жонглером бывает иногда, хочется же чем-то удивить зрителей. Как-то работал я с огненными булавами, и номер чуть не закончился крахом: из-за длинных рукавов костюма и привязанных к нему варежек я едва не подгорел. Так что разные моменты учитывать приходится.

А вообще, роль Деда Мороза интересная. Сам образ, костюм, борода обязывают к совершенно другому поведению и манере общения. С детьми — одна история, со взрослыми — другая. И ты уже не такой, каким тебя привыкли видеть, — певец на концертной сцене, а можешь быть разным, позволить себе больше импровизации, перевоплотиться и поискать себя в новых жанрах. 

Евгений КРЫЖАНОВСКИЙ, юморист, заслуженный артист Беларуси:


— Есть одна история! Правда, давновато уже это было. Значит, позвонили мне из детского садика. Прямо под моим домом два детских садика, и мои детки туда ходили. Заведующая просит: «Евгений Анатольевич, выручайте! Артист на новогодний утренник прийти не может, Деда Мороза нет — катастрофа. А у нас комиссия на празднике из роно». Я говорю, что не играл ни разу Деда Мороза, не мой жанр вообще. А она не унимается, мол, ничего сложного: стишок расскажете, хоровод проведете, детей послушаете, подарки раздадите — и все. Ну и согласился я на свою голову. 

Прихожу. Меня одели в этот костюм-балахон, дали посох, мешок с подарками. И текст:

Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!
Здравствуйте, Пети, здравствуйте, Вали,
Здравствуйте, все, кто сидит в этом зале.
А меня-то вы узнали?
Все такой же седой, с длинной белой бородой,
Седовласый, красный нос… Кто я, дети?

Они хором должны ответить:

— Дед Мороз!

Короче, стою, жду выхода. Маленький актовый зальчик. Стульчики по бокам, детки сидят. По стенкам родители с фотоаппаратами и видеокамерами. Комиссия на месте — три человека. Снегурка выскакивает: «Детки, давайте позовем Деда Мороза!» Те кричат, музыка заиграла, я пошел. И начинаю:

Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!
Здравствуйте, Пети, здравствуйте, Вали,
Здравствуйте, все, с кем вчера выпивали…

В зале — истерика. Детки-то ничего не понимают. А родители хохочут. Снегурочка уползла под ёлку. Комиссия перешептывается. У заведующей глаза на лоб лезут. А я продолжаю:

— Красный нос и седовлас. Кто я, дети?..

Мальчик один тут же громко ответил... И все взрослые — рухнули!

А меня больше не приглашали. Роль Деда Мороза после этого случая для меня закончилась раз и навсегда.

Сергей ЖБАНКОВ, актер Национального академического драматического театра имени М. Горького:


— В студенческие времена, особенно когда учился в Витебском колледже искусств, на тот момент училище искусств, ёлки случались. Хорошо помню свои первые ощущения от «взрослых» новогодних праздников, когда в ресторане выходишь к ночным гостям. Их там человек 70—80, время уже за полночь, все навеселе. Деда Мороза тянут в разные стороны, бороду срывают, все хотят с ним выпить. Уворачиваться от выпивки приходилось всеми возможными способами, иначе — не выжить, поздравлять же многих надо было. 

Вообще, это как кошмарный сон каждый день и каждую ночь: «Новый год к нам мчится, скоро все случится…» Эту песню я уже не мог слышать. Но что делать, надо было выживать, а ёлки — дело прибыльное, можно денежек подзаработать. Кстати, по итогу собиралось неплохо, мы же с ребятами достаточно большую новогоднюю программу придумывали, с историей, сюжетом, с превращениями разными, у каждого было по несколько образов, Дед Мороз только в финале появлялся.





Раман ПАДАЛЯКА, акцёр, рэжысёр Нацыянальнага акадэмічнага тэатра імя Я. Купалы: 


— Уласна ў мяне дрэнны вопыт работы Дзедам Марозам. Даўно, гадоў 10—12 таму, тое было. Як заўсёды, з надыходам свят дзіцячыя сады шукаюць Дзедаў Марозаў. І я, яшчэ студэнт тады, у гэтую справу ўвязаўся. Хаця на гэтага персанажа, якім уяўляю яго сабе сёння, зусім не падыходзіў. Дзед Мароз павінен быць вялікі, павольны, паважны. А з мяне гэткі вострахарактарны герой атрымаўся: касцюм вісеў як на калку і ніякіх басоў у голасе, малады і занадта жвавы. Два запар ранішнікі былі ў садзіку. Я бегаў па зале, як па катку — падлога паркетная, валёнкі з лямцу, слізка, амаль што валіўся пад ёлку, хоць і імкнуўся коўзацца як мага элегантней. Нібыта ўсё і нармальна прайшло. З боку гэта выглядала даволі смешна і недарэчна, дзецям падабалася, яны ж усё прымаюць за чыстую манету. Але сам я адчуваў сябе не надта камфортна. У выніку гэта быў мой першы і апошні вопыт. Нават пазней, калі ўжо працаваў у тэатры і нейкія навагоднія спектаклі ладзіліся для дзяцей акцёраў і супрацоўнікаў, адмаўляўся ад ролі Дзеда Мароза, бо трошкі не з маёй оперы гэты персанаж. 

Владимир МИЩАНЧУК, заслуженный артист Беларуси, актер Театра-студии киноактера:

— В бытность мою в Гродно директором и актером театра «дедморозить» приходилось. Все было солидно, красиво. В зале — дети наших актеров и друзей, мои, тогда еще маленькие, сын и дочка. Веселье, смех, подарки. У меня даже сохранилась старая фотография 1970—1980 годов, где я — Дед Мороз в фойе Гродненского областного драматического театра на фоне шикарной люстры. Снято снизу вверх. И надо мной эта люстра хрустальная огнями блестит, будто Дед Мороз с небес сошел, чтобы подарить людям радость. 


Но бывали казусные и непредсказуемые моменты, которые до сих пор вспоминаются. Однажды, еще молодым актером, Дедом Морозом я был на винзаводе. Интересная, потрясающая по своей форме и содержанию история вышла. Ну, сами понимаете: встречали хлебом-солью и не только. И уходили мы оттуда со Снегуркой тогда не с пустыми руками, а с пакетами чудесных подарков. Надо было видеть, как не хотели Дедушку Мороза отпускать, прямо хоть садись возле ёлки и не ходи больше никуда. Шучу, конечно, но доля правды в этой шутке есть. 

Александр ВЕРГУНОВ, актер Национального академического драматического театра имени М. Горького: 

— Давно роли разных персонажей играю в детских новогодних представлениях с Владимиром Радзивиловым — главным Дедом Морозом страны. Подхихикиваю иной раз над ним, хотя понимаю, что быть Дедом Морозом не самое легкое дело для актера. 

Сам я примерил костюм Деда Мороза только один раз. Это было очень давно, в военном городке Печи, на ёлке для детей офицерского состава. До сих пор даже храню книжку, которую мне тогда на память подарили. Но после, честно говоря, больше никогда не стремился, всячески избегал этой роли и горжусь тем, что под теми или иными предлогами удавалось отвертеться. 


Не то чтобы в Печах что-то у меня не получилось. Просто я как-то странно устроен. Как объяснить? Мне хочется, если я играю на площадке, чтобы все присутствующие на празднике были довольны, и если все зрители смеются, а кто-то один — нет, у меня сразу падает творческое настроение. Деду Морозу надо по-актерски так выложиться, так исхитриться сыграть, чтобы было убедительно и весело, чтобы были счастливы и поверили в него все. Чтобы не получилось, как в одном анекдоте. Приходит маленький мальчик после новогоднего утренника из детского сада весь исцарапанный. Мама спрашивает: «Что, сынок, произошло?» А он отвечает: «Да хороводы мы водили вокруг елочки». Мама: «Прекрасно. И что?» Сын: «Просто не все дети на праздник пришли».

Так что тем, кто работает Дедами Морозами, я и завидую, и не завидую.

svirko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter