Эх, дороги...

Говорят, любимая пора года у романтиков — весна. Я — романтик, но весну не люблю. Почему? Эта пора года бесстыдно оголяет недостатки белорусских дорог, а я, кроме того, еще и автомобилист с более чем десятилетним стажем...

Весенняя езда по нашим дорогам не позволяет наслаждаться красотой пробуждающейся природы, пением птиц, легким ветерком через приоткрытое окно. Объезд опасных участков, ям, вымоин и колдобин, отсутствие разметки требуют внимания, терпения, а подвеска автомобиля — надежности! Отрезки с идеальным покрытием встречаются редко, как полянки с краснокнижными подснежниками. Только разгонишься (э-эх, прокачусь!) до заветных восьмидесяти, как снова приходится резко тормозить перед бездорожьем. Даже на знаменитой М1 лучше не расслабляться.

…А еще я сентиментальный романтик. Слезы наворачиваются на глаза, когда вижу, как черный дымящийся асфальт суровые ребята-дорожники плюхают в лужи. Неужели эта работа проводится по «стандартам и регламентам»? Сомневаюсь… Ведь буквально через день-два на этом же месте в прежнюю дыру, словно в капкан, угодит чье-либо колесо или подвеска. Тогда зачем мучиться, гонять дорожную технику? Недавно сделала таким горе-ремонтникам замечание, а в ответ: «Ехай, блондинка, без тебя разберемся!»

Иногда кажется, что изощренность дорожников не знает границ, и они посланы автомобилистам в наказание или «во испытание». Те, кто призван делать наши дороги лучше и безопаснее, «любят» продалбливать аккуратные геометрические фигуры в асфальте и… на несколько дней «забыть» о них, равно как и про предупреждающие временные знаки. Вот тогда держись, брат-автомобилист! Покажи свою сноровку. Недавно один несчастный водитель, не сразу заметив такую «фигуру», чтобы избежать столкновения с другим автомобилем, въехал в бордюр. И бесполезно искать виноватого. Судиться с дорожными службами — себе дороже.

Историй можно рассказать множество, но неужели наша беда — дороги — будет вечной?

Не добавляет оптимизма и настроение самих дорожников. К примеру, в Департаменте «Белавтодор», который отвечает за все республиканские дороги, прекрасно знают про эту проблему. Более того, готовы ее решить быстро и качественно, если будут деньги…  По словам заместителя начальника управления содержания дорожной сети Евгения Рокало, буквально до 2008 года существовал дорожный фонд, поэтому дела с ремонтом автомобильных дорог обстояли куда проще. Деньгами, по сути, распоряжались сами дорожники. Теперь финансирование происходит через республиканский бюджет.

— Тогда мы были на высоте, ремонтировали по пятьсот километров дорог в год. Сейчас — в десятки раз меньше. Весна и впрямь для нас пора горячая. Ежедневно жалуются люди. К сожалению, отреагировать на жалобы срочно нет возможности. Но к лету мы обычно заделываем все ямы. Дорожные проблемы упираются в деньги…

Единственный выход Департамент «Белавтодор» и Министерство транспорта и коммуникаций видят в реструктуризации финансирования дорожной отрасли. И делать это необходимо как можно скорее. Дороги — это не только безопасность, но и главные коммуникационные артерии. И важно, раз уж мы находимся в центре Европы, чтобы они были «здоровы». Но сегодня около восьмидесяти процентов республиканских автотрасс, — а это без малого 12578 километров, — эксплуатируются с просроченными межремонтными сроками. Более семисот мостовых сооружений не отвечают нормативным требованиям и нуждаются в реконструкции. В нынешнем году, отмечают в «Белавтодоре», «скорая помощь» в виде капремонта необходима 848 километрам дорог, текущему ремонту подлежит 1282 километра автотрасс. Если финансирование, а это более 2,5 триллиона, не будет обеспечено в полном объеме, то «тенденция падения объемов выполненных работ по ремонту дорог продолжится»…

А значит, летнее путешествие на авто по родному краю придется отложить, пока не наметится «тенденция роста»…

Анна КОРЕНЕВСКАЯ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter