Эффект прозрачного стакана

Как стать популярным?
Как стать популярным?

Вообще–то вопрос почти неприличный. Ведь вначале — талант, служение, самоотречение во имя... А потом уже, как «побочный эффект», известность. Но попробуй объяснить это молодым талантам, каждому из которых непременно кажется, что уж он–то самый «эксклюзивный». И непременно добьется всего. Станет известным, популярным...

А чего ждать от молодых, если весь сегодняшний мир искусства стремительно приближается к рыночному состоянию (а может, уже давно стал рынком, только мы стеснительно отказываемся признать этот факт)? А поскольку популярность — это главный двигатель товара, что шампуня, что исторического романа, то для достижения оной не стесняются ни в каких средствах. Главное, чтобы они, эти средства, были.

А как же высокое? Как же наша родная белорусская литература, задавленная массовой, бульварной, завозной? Как сделать, чтобы она получила достойную известность? Или, если говорить об отдельной личности, чем стоит жертвовать ради искусства и стоит ли вообще? Японский классик Акутагава говорил, что каждый, касающийся пера, жаждет славы и денег. А Пастернак утверждал, что быть знаменитым некрасиво. Кто более прав? Или, скажем так, чье мнение нам ближе?

Для размышлений и рассуждений у меня была замечательная возможность — я входила в число руководителей семинаров VII слета молодых поэтов Минщины, который проводится Минской областной библиотекой имени Пушкина при поддержке областных властей. Тут и мэтры, и молодежь... Так что дискуссия началась еще по дороге к месту проведения — холмистой Логойщине.

Леонид Дранько–Майсюк, поэт, руководитель семинара:

— Увогуле, папулярнасць — не галоўнае для пiсьменнiка, галоўнай мэтай для яго павiнна быць творчасць. А калi разважаць пра папулярнасць нашай лiтаратуры, то тут усё проста. Беларускую лiтаратуру трэба любiць, беларускiх пiсьменнiкаў шанаваць, а iхнiя кнiгi купляць i чытаць — калi наша грамадства засвоiць гэта правiла, тады беларускiя пiсьменнiкi будуць i вядомыя, i багатыя. У адваротным выпадку будзе адбывацца тое, што i адбываецца: наша грамадства будзе кармiць i рабiць папулярнымi (прынамсi, у сваiх душах) чужых пiсьменнiкаў... А хто сумняецца, што ў беларускай лiтаратуры ёсць нешта цiкавае, няхай пачытае раман Вiктара Вальтара «Народжаны пад Сатурнам». Гэты пiсьменнiк жыў у першай палове ХХ стагоддзя, але раман яго — мiстычны, глыбока псiхалагiчны — актуальны i сёння. З апошняга яшчэ згадаю аповесцi Вiктара Карамазава «Чырвоная брама» i Кастуся Тарасава «Тайны Нясвiжскага замка», а таксама раман Вiктара Казько «Час збiраць косцi»... Апошнi, дарэчы, нядаўна надрукавалi ў часопiсе «Дружба народов».

Наталья Чуева, директор областной библиотеки имени А.С.Пушкина, организатор слета:

— Из 42 тысяч читателей нашей библиотеки где-то одна пятая, наверное, постоянно интересуется белорусской литературой, историей, искусством. А так в основном читают то, что нужно по программе, научную литературу, краеведческую... Так что начинать, я считаю, нужно с детства. Вкусы каждого из нас изначально закладываются в семье, и их потом тяжело исправить. Нужно пропагандировать белорусскую литературу... И здесь требуется поддержка государства.

Раиса Боровикова, поэтесса, главный редактор журнала «Маладосць», руководитель семинара:

— Считаю, что необходимо вернуть обязательный экзамен по белорусскому языку и литературе в школе... Даже в Европе начинают говорить, что вот белорусский язык — вымирающий. Цифры приводят... Это же честь страны! А что до того, как сделать, чтобы возник интерес к конкретному писателю... Я, например, люблю мифы, таинственные истории. У меня самой такие даже о себе есть. Но мы не умеем себя раскручивать, пропагандировать. А ведь только в нашем журнале столько всего интересного: роман Алеся Наварича «Памалюся Перуну, пакланюся Вялесу», повесть Алеся Бадака «Адзiнокi васьмiкласнiк хоча пазнаёмiцца», проза Юрия Станкевича... Мы мало хорошего говорим о себе. Многие учителя, библиотекари рассказывают, что когда выступают наши писатели, зачастую они сводят счеты друг с другом. Еще Купала сказал, что у белорусов есть две отрицательные черты: приспособленчество и зависть. Нужно уважать себя... Наш Президент всегда поздравляет с юбилеями известных мастеров искусства России, писателей, артистов... И это замечательно. Но я не помню, чтобы российский Президент поздравлял с юбилеями белорусских артистов и писателей. Думается, если лидер российского государства проявит такое же внимание к нашим талантам, это посодействует их популярности и докажет подлинное уважение к нашей культуре.

Галина Корженевская, поэтесса, руководитель семинара:

— Если режиссер не хочет ставить пьесу, он говорит, что она «недотягивает»... Так же обвиняют и белорусскую литературу: мол, ее не читают потому, что она неинтересна. Но это глупости. Вообще, разговор о популярности — не самый нужный сегодня. Белорусы прошли трудный путь. Нам приходилось приспосабливаться то к одной культуре, то к другой. Теперь нужно осознать себя как самостоятельную нацию с самодостаточной литературой. А отдельно взятый писатель о своей популярности думать не должен.

Виктор Шнип, поэт, заместитель главного редактора издательства «Мастацкая лiтаратура», руководитель семинара:

— Папулярнасць — з’ява часовая. Яна не заўсёды тоесная сапраўднай мастацкай вартасцi. Сённяшнi дзень у мастацтве — гэта шклянка з бруднай, ускаламучанай вадой. I найлепш бачна пена, якая ўзбiлася на паверхнi. Павiнен прайсцi час, каб увесь бруд асеў i вада стала празрыстай. А папулярызаваць беларускую лiтаратуру можна i неабходна. Не ленавацца ездзiць, выступаць. А то прыязджаеш у вясковую школу, а там дзецi пытаюцца ў настаўнiцы: «Да нас едуць беларускiя пiсьменнiкi? А што, яны яшчэ жывыя?» Крыўдна, бо ў нас цудоўная лiтаратура, i няма чаго прыбядняцца.

Татьяна Гаргалык, участник слета, студентка факультета журналистики БГУ:

— Как известно, плох тот солдат, который не хочет стать генералом. Я не амбициозный человек, но хотелось бы чего–то большего достичь. Поэзия для меня — часть души. Часть самосознания... Я считаю, что и в сегодняшних обстоятельствах белорусский поэт может добиться популярности. Главное — не жертвовать человечностью и принципами. Если ты остаешься человеком в любой ситуации, тебе будут охотно помогать. Среди моих друзей и знакомых многие любят и читают белорусскую литературу. Но должна заметить, что купить нужную белорусскую книгу довольно тяжело. Прихожу в Центральный книжный магазин — сердце сжимается... Все заставлено женскими романами, детективами. Сиротливо выглядит маленький «кусочек» белорусской литературы. Причем в основном только классики. Правда, если поискать в Интернете, можно кое–что найти... Наверное, сегодня Интернет — неплохой путь к популярности. Но ведь признание может прийти и после жизни...

Микола Адам, участник слета, поэт, режиссер столбцовского Дома культуры:

— Популярным сегодня можно стать разве что за свои деньги. Кто поддержит поэта? Он может быть популярным в своем кругу — это писатели, студенты, друзья... А к широкой публике его творчество вряд ли дойдет. Нужно промоушен делать. Чтобы по телевидению рекламировали, по радио... Поездки организовывали по деревням, по городам... Но сейчас я больше рассчитываю на кино. Сериал «Кадетство», который снял наш режиссер Кудиненко, смотрит сегодня вся продвинутая молодежь. Уверен, что наше кино лет через пять будет на уровне, по крайней мере, украинского... В литературе я пока этого не вижу.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter