Ждать ли укрепления белорусского рубля

Джордж Вашингтон – большой психолог

Вчера утром банковский курс доллара преодолел психологическую отметку в 20 тысяч рублей. В некоторых обменниках Джорджа Вашингтона, который, как известно, изображен на 1-долларовой купюре, покупали по 19.950. Значит, спроса от населения нет. И биржевой курс, где покупатели — юрлица, опустился до минимума — 20.119. Каким был в середине января. Тогда этот уровень был быстро пройден, и к началу марта за доллар банки просили более 22 тысяч белорусских рублей. Теперь имеем обратную тенденцию. И хотя прогнозы звучат разные, факт, как говорится, налицо: за последние полтора месяца рубль существенно укрепился, а в последнюю неделю на рынке наметились признаки стабилизации.


Фото Александра Кулевского.

Павел Данейко, генеральный директор бизнес–школы ИПМ, полагает, что Беларусь может и дальше иметь более устойчивую валютную ситуацию. Внутренние предпосылки для этого есть. Нацбанк аккуратно обращается с печатным станком, не выпускает в экономику необеспеченные деньги: «Если внешние факторы будут и дальше благоприятствовать, то резких скачков курса ожидать не стоит. Под внешними факторами надо понимать в первую очередь курс рубля российского, который, в свою очередь, привязан к нефти». Многие российские эксперты утверждают, что дно падения нефти уже пройдено. И хотя главный мировой ресурс никак не может подняться выше 40 долларов за баррель, но и ниже 30 долларов также не упал. Значит, нынешняя цена — комфортна для всех, в том числе и для производителей сланцевой нефти.

В эти дни обнадежила рынок и начальник главного управления регулирования банковских операций, член Правления Национального банка Илона Ледницкая, сообщив, что ситуация с вкладами населения стабилизируется. К концу марта остатки по срочным банковским вкладам граждан в белорусских рублях увеличились на 0,5% и составили 24,4 триллиона. Это логично. Когда валютные курсы снизились и стабилизировались, вклады в белорусских рублях стали снова выгодны. Есть тенденция, когда граждане продают долларовые сбережения и размещают их во вкладах. Хотя все помнят о том, что с 1 апреля вводится налог на краткосрочные депозиты, влияние которого на поведение вкладчиков, похоже, было слишком преувеличено. «Досрочное расторжение вкладов не имеет массового характера. В основном средства снимают на покупку валюты, облигаций банков и Министерства финансов, приобретение недвижимости, автомобилей, ведение бизнеса», — подтвердила представитель Нацбанка. Отток вкладов в иностранной валюте — около 350 млн долларов. Это даже меньше, чем ожидал финансовый регулятор. Так что весна принесла нам хорошие новости.


Фото Виталия Гиля.

И еще вот на что хотелось бы обратить внимание. Многие жители Витебской области по выходным на шопинг отправляются в Смоленск, где многие товары дешевле. Почему? Энергоносители, которые мы покупаем в России, у нас привязаны к доллару и подверглись ощутимой девальвации с конца минувшего года. А у соседей, добывающих эти ресурсы, ничего подобного не произошло. Цены остались в рублях, и сегодня на газ и электроэнергию они для российских предприятий почти вдвое ниже наших. Это сказывается на конкурентоспособности. Вот что говорит Павел Данейко: «Сегодня же два основных рынка — Россия и Украина, где Беларусь продавала готовую продукцию почти европейского качества по приблизительно китайской цене, уходят. Мы получили ситуацию наоборот: поток товаров уже идет оттуда, они оказались более дешевыми и приемлемыми по качеству. А это значит, мы оказались в другой экономической реальности. И чтобы из нее выйти, надо поддерживать и создавать эффективный бизнес».

Но, разумеется, не за счет выпуска пустых денег. Углубление девальвации в такой ситуации имело бы негативные экономические последствия.

aelita@sb.by

Советская Белоруссия № 58 (24940). Среда, 30 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter