Источник: Знамя юности
Знамя юности

Как я работал «гамбургером»

«Дядя, вы – картонка!»

Реклама – дело тонкое. Можно сколько угодно сидеть в интернете и кликать на виртуальные баннеры, но стоит выйти на улицу – и вы окажетесь в царстве осязаемого маркетинга, раскрашивающего привычный городской антураж самыми разнообразными предложениями: от рекламы нового фильма или йогурта до пресловутого «продам гараж» на облупившемся от времени столбе. А видели странно одетых людей, пристающих к прохожим с предложением посетить какое-нибудь заведение или хотя бы взять рекламный флаер? Наш корреспондент примерил на себя цветной рекламный баннер и готов поделиться впечатлениями от работы промоутера.


И магнитофон в придачу

В эту профессию идут по разным причинам – кто-то ищет подработку на выходные или после учебы, кто-то – постоянную работу. Здесь не требуют особых документов и справок, нет собеседования в традиционном виде. Достаточно иметь паспорт, и вперед – надевай двухкилограммовые яркие «доспехи» из двух склеенных толстых картонок с прорезью для головы, стой смену и показывай, на что способен. Новичкам и особо стеснительным выдается еще и мини-магнитофон, постоянно проигрывающий 30-секундную рекламу, которая уже к третьему часу работы действует как одиноко капающий кран в пустой квартире ночью. 

Прогноз погоды – вот головная боль каждого представителя данной профессии. Шутка ли – стоять 10 часов в минус пятнадцать или в проливной дождь? Подавляющее большинство кандидатов не выдерживают и вежливо уходят. Не будем их осуждать – нагрузка на ноги и спину от постоянного хождения на одном месте очень непривычна, особенно в первую неделю. Есть даже забавное негласное правило: «Не чихать после пятого часа работы» – аукнется та-а-кой болью в спине... Но спустя неделю-другую тело привыкает, и физически уже не так тяжело. Остается второе правило, куда более трудновыполнимое: «Улыбайся. Всегда».

Фото на память

Рабочий день начинается обычно в 9 утра и заканчивается в 7 вечера – с редкими вариациями. Есть несколько перерывов по 20 минут на обед, в холодное время можно всегда зайти на несколько минут погреться. Задача несложная – подойти к прохожему, рассказать о рекламируемом заведении и протянуть баннер-визитку, при надобности проконсультировав по ассортименту услуг. За нахождением на рабочем месте следит, как правило, администратор. В Европе на промоутеров вешают GPS-ярлычки и отслеживают их передвижения на карте, у нас – просто время от времени выглядывают и ищут взглядом. Не нашелся – текущий час не оплачивается, не находишься слишком часто – «извините, вы нам не подходите».

– Дядя, вы – картонка! – восклицает малыш лет трех, тыча пальцем в ярко-красный двухсторонний рекламный щит, надетый поверх одежды. Подобная униформа притягивает детей словно магнит.

Реакция прохожих на человека с флаерами часто неоднозначная. Кто-то опускает глаза и быстро идет мимо, надеясь оказаться незамеченным. Некоторые широко улыбаются и смотрят на промоутера как на некое экзотическое су­щество, единицы даже стремятся ему это сообщить. Называют по-разному, в зависимости от уровня оригинальности и юмора. Самое популярное – «гамбургер» за сэндвичеобразный костюм. Порой подходят, чтобы сфотографироваться – и вряд ли их интересует отличная стрижка за минимальную плату.

День сурка

Даже в самом оживленном месте большая часть времени проходит довольно монотонно, особенно в будний день. Есть часы актив­ности, когда люди идут на работу или с работы, и два «пустых» пе­риода – около 14.00 и 17.00 часов, когда на улице почти никого не встретить и лучше сходить на обеденный перерыв. В целом стоять довольно скучно – десять часов одинакового пейзажа кого угодно заставят зевать. В какой-то момент ситуация начинает напоминать сюжет фильма «День сурка» – одни и те же люди, одна и та же улица, один и тот же я. Каждый спасается по-свое­му, в моем случае это были аудиокниги на минимальной громкости через наушник – удобно, что в среднем длительность одной примерно равна рабочему дню. Монотонность никуда не исчезает, но в компании Уэллса и Хайнлайна время течет немного быстрее.

Сколько стоит работа «гамбургером»? Приводя усредненные цифры, получается около 3 руб­лей в час, с небольшими бонусами за каждого приведенного клиента – пришедшего с флаером в руке или доведенного до дверей лично. В целом при десятичасовом рабочем дне можно вполне рассчитывать на 400–450 рублей заработка в месяц. У меня получилось чуть больше, около 600, так как часть рабочих дней приходилась на многолюдные праздники – удалось собрать почти всю сумму на колечко с бриллиантом для дамы сердца.

Илья ЗУЕВ

А где трудитесь вы?

Александра Дмитриева, выпускница СШ №159 Минска:

– Подрабатываю в сети кофеен посудомойкой. Вакансию помог найти старший брат, который работает барменом. Изначально решила найти работу, чтобы накопить на дополнительные «хочу», которые не вписываются в семейный бюджет. Потом поняла, что это просто уникальный опыт, поэтому бросать не планирую, как бы тяжело это временами ни казалось. А сложностей хватает, например, рабочий график: пятница-суббота с 8 вечера до 4 утра, что само по себе большое испытание. Но я отношусь к этому спокойно, осознаю, что это не навсегда и что потом буду вспоминать об этом с улыбкой.

Мария Савчик, студентка БГЭУ:

– Свою должность экономиста нашла в «репостах» в группе «Подслушано БГЭУ». Выбирала из первых попавшихся в поиске предложений и даже не думала, что там будут такие хорошие условия. Работа несложная: оформление документов и переведение их бумажных экземпляров в электронный формат. Прибавьте к этому 4-часовой рабочий день, возможность выполнять задания удаленно, а отсюда – выстраивать свой график как тебе удобно, приличную зарплату (я до этого работала вожатой в детском лагере, и если сравнивать, то отличия между этими вакансиями разительные) – и получите работу мечты.

Юлия Шейко, выпускница СШ № 159 Минска:

– В прошлом году ездили с классом на квест на базу активного отдыха. Познакомились с одним из инструкторов, расспросили про его обязанности. Как итог – работа на должности помощника по игровому гардеробу и хозяйственным делам. Нравится коллектив, само место, где работаю, возможность карьерного роста, возможность играть во все, что там есть абсолютно бесплатно, приобретение опыта работы с людьми и то, что можно получить новые навыки в различных областях, будь то скалолазание, стрельба из лука и арбалета или уже резьба по дереву и умение пользоваться электролобзиком. Из трудностей – далековато: клуб находится за городом.

Александра Рутковская, студентка БНТУ:

– Работаю продавцом-консультантом в интернет-магазине. Привлекает гибкий график, который можно подстроить под себя и свои планы, возможность приобретения опыта и стажа. Ну и конечно, деньги на разнообразные мелочи: от простого перекуса в перерыв и приобретения проездного до оплаты учебы, покупки одежды и билетов на концерты. Изначально сложным казалось все: привыкать к раннему началу рабочего дня, выучить ассортимент товаров. Ко всему прочему, консультант – это прежде всего общение с клиентами. Тут нужно обладать большой стрессо­устойчивостью, потому что люди бывают разные и к каждому надо найти индивидуальный подход: кому-то необходимо, чтобы вы его проконсультировали или буквально «нашли» товар мечты, а кто-то просто хочет выговориться и показать свою «эрудированность» в вопросах техники.

Ксения АТРАШКЕВИЧ
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter