Фото: autotest.me
Ежегодная пресс-конференция компании Bosch в Москве началась, как обычно, с рассказа о достижениях и планах на ближайшие годы. Если с первым пунктом все ясно — прибыли, вложения и прочее, то завесу футурологической тайны открыть никто не решился. Понятно, что жизнь меняется. И что жить мы уже не будем так, как 20 лет назад. Это вещи очевидные. Создается впечатление, будто компания считает, если как можно чаще говорить о том, что им бы хотелось видеть в будущем и какое в этом видении они отводят место себе, то все быстрее реализуется. Да, они не только говорят, но и вкладывают бешеные деньги в научные разработки — 7 миллиардов долларов в год. Но каков принципиальный результат? Есть ли уже образцы роботов, умных систем для домов и машин? Когда это все станет не фантастикой, а реальностью для большинства людей на земле? О технологической революции, считаю я, можно будет говорить только тогда, когда позволить себе новинки сможет человек со средним достатком.
Да, разработчики делают ставку на электромобили. Новое бизнес-подразделение электротранспорта будет координировать все усилия компании в этом направлении. Компания также ежегодно инвестирует около 400 миллионов евро в развитие передовых технологий в области электротранспорта. Но сейчас аккумуляторы такие слабые, а инфраструктура настолько не развита, что о массовом использовании электромобилей речи нет. Пока нельзя будет на одном заряде проехать хотя бы тысячу километров, смысла в них никакого. Скажем, я захотел за один день проехать больше 300—400 километров. Без подзарядки это, увы, невозможно. А воткнуть вилку в розетку и моментально «заправиться» не получится — процесс занимает несколько часов. Так что вопрос принципиальный именно в аккумуляторах, вернее, во времени их энергетического обновления.
Им-то Bosch и стала в последнее время вплотную заниматься. Только вот очень медленно. Еще только с начала 2018 года новое подразделение компании «Силовые агрегаты» со штатом в 88 тысяч специалистов станет единым источником решений для силовых установок. Пока же увеличение возможностей аккумуляторов идет очень медленно. В самой компании Bosch разработчики поставили себе задачу до 2020 года увеличить в два раза их силу, но это было сделано еще в 2015-м. То есть срок увеличения — 5 лет.
Вспоминается мне пример с компанией Intel, когда ее директор Энди Гроув принял решение завоевать рынок микропроцессоров. Задача была такая — каждые полгода удваивать их мощность. Вот это революция, это масштаб! Такая скорость и очень быстро удешевляла сносные по производительности компьютеры для простых пользователей, и постоянно увеличивала охват. На электромобиль тоже не пересядут до тех пор, пока он не будет в разы выгоднее бензиновой машины.
Следует еще учитывать, что мы, скорее всего, не знаем всех планов и возможностей компании Bosch и подобных ей гигантов мировой промышленности, научных разработок. Но тогда было бы логично вообще о видении будущего не говорить, чтобы потом неожиданно для конкурентов «выстрелить». Ну да ладно...
Кстати, место Беларуси в возможных научных и технологических прорывах компании Bosch достаточно туманно. У нас нет ни одного производства. И открывать их не собираются. Максимум — это поставка автокомплектующих на завод «Белджи». Но об этом, по словам директора ИП «Роберт Бош» ООО (Беларусь) Владимира Рыболовлева, переговоры еще только ведутся. Хотя о такой возможности компания заявляла уже год назад. Ждали только конкретики от завода — какие именно будут машины выпускаться. Видать, ждут, когда проект заработает.