Эпидбезопасность коллектива и новые модели двигателей для выхода на рынок: чем сегодня живет Минский моторный завод

Движущая сила конвейера

На прошлой неделе во время посещения предприятия «Гомсельмаш» Александр Лукашенко отметил, что важным является сохранение и развитие в стране машиностроительного потенциала. Глава государства особо подчеркнул, что с нарастанием второй волны пандемии коронавируса подтверждаются его прогнозы, сделанные еще весной: закрываться нельзя. Безусловно, сложная эпидемиологическая ситуация в мире доставляет немало хлопот белорусскому машиностроению. Но это — экстремальная проверка на прочность. Многие предприятия в непростых условиях продолжают динамично развиваться, в том числе и Минский моторный завод, флагман белорусского машиностроения. Здесь не только сохранили рабочие места, но и нарастили экспортные поставки. В чем преимущества белорусских моторов и как работает предприятие в условиях пандемии, рассказал «Р» заместитель генерального директора УКХ «ММЗ» Андрей Новик.

На ММЗ планируют модернизировать шесть производственных участков основных цехов.

Логистика без глобальных сбоев

— Андрей Геннадьевич, как работает предприятие в период пандемии?

— Несмотря на все трудности, предприятие работает рентабельно, основные показатели и положения бизнес-плана выполняются. Не скрою, сложностей немало. И службам предприятия приходится работать в режиме многозадачности с неопределенными вводными. К счастью, нам удается избежать глобальных перебоев в поставках. Нынешняя ситуация — это экстремальная проверка на прочность каждого винтика нашего более чем четырехтысячного коллектива моторостроителей.

Если говорить о планах, то в следующем году собираемся модернизировать шесть производственных участков основных цехов.

— Что делается на заводе для профилактики COVID-19?

— На нашем предприятии продолжается активная работа по предотвращению заражения заводчан, снижению вирусной опасности. Один из эффективных ее методов — обработка территории дезинфицирующими средствами при помощи промышленных бензиновых опрыскивателей. Начиная с весны группа моторостроителей в защитной форме дважды в неделю обрабатывает производственные, складские и административные помещения, проходы, гардеробы, лестницы, пешеходные дорожки — в целом охватывается вся территория предприятия. Уборщики помещений также получили дополнительную рабочую нагрузку: два-четыре раза в день на заводе обрабатываются дезинфицирующим раствором все дверные ручки, лестничные перила, кнопки лифтов.

С 12 ноября одновременно с общегородским на ММЗ введен масочный режим. За счет средств предприятия закуплены и выданы каждому работнику многоразовые маски. В медико-санитарной части есть запас индивидуальных средств защиты, антисептиков, перчаток.

В октябре принято решение за счет прибыли предприятия застраховать всех работников от опасности болезни и последствий коронавирусной инфекции, пневмоний и других несчастных случаев. Выплаты получит каждый в зависимости от продолжительности больничного и тяжести перенесенного заболевания.

Не остается в стороне и профсоюзный комитет завода. Каждый член профсоюза, переболевший коронавирусной инфекцией или находившийся на изоляции, может обратиться в профком и получить фиксированную материальную помощь на восстановление и реабилитацию.

В следующем году на предприятии будет изготавливаться первая промышленная партия малоразмерных четырехцилиндровых двигателей нового семейства.

— В продолжение темы непростых условий, вызванных пандемией, хочется узнать, как сейчас налажена работа с зарубежными партнерами.

— Сложные условия заставили активизировать все ресурсы и в интеллектуальном плане коллектива, и в деловом общении с партнерами. Во многом это придало новые импульсы в развитии и расширении возможностей.

Приведу актуальный пример. Одно из направлений нашей деятельности — производство спецтехники с применяемостью в любой отрасли экономики. Специалисты активно работают над географией поставок, развивают дилерскую сеть. Так, за время пандемии были заключены дилерские договоры с тремя российскими компаниями с правом реализации специальной техники на территории России.

Сегодня ММЗ поставляет продукцию в более чем 50 стран мира, среди которых государства СНГ, Северной и Латинской Америки, Африки и Азии. Но ключевым рынком сбыта для нас по-прежнему остается российский.

Большие планки и планы

— Над чем сейчас работает предприятие и какие наиболее значимые разработки за последнее время вы могли бы отметить?

— Последние пять лет предприятие вело насыщенную производственную деятельность в различных программах машиностроительных технологий, инновационную деятельность. Были разработаны и освоены в серийном производстве четырехцилиндровые дизельные двигатели мощностью до 190 лошадиных сил норм экологической безопасности Евро-5 для автомобилей и автобусов, а также четырехцилиндровые дизели мощностью до 122 лошадиных сил под нормативы международных стандартов Stage 3В для тракторов.

В следующем году на Минском моторном заводе будет изготавливаться первая промышленная партия малоразмерных четырехцилиндровых двигателей нового семейства рабочим объемом 2,1 литра мощностью от 49 до 75 лошадиных сил. Их ценность и конкурентное преимущество в том, что они являются аналогами знаменитых немецких моторов Deutz, японских Kubota, принадлежат к тому же типоразмеру, но гораздо проще в эксплуатации и обслуживании и, как ожидается, будут дешевле. Поэтому уже сейчас, когда изготовлены только опытные образцы, к двигателям проявляют большой интерес потребители. Важно отметить, что эта модель, разработанная Минским моторным заводом, стала первой, которую мы собственными силами адаптировали на легковой автомобиль.

Параллельно на предприятии не прекращаются опытно-конструкторские работы по достижению на дизелях экологических норм Евро-6, адаптации моторов для работы на газомоторном топливе в газодизельном режиме. Ведется работа по газопоршневым двигателям.

Группа моторостроителей в защитной форме дважды в неделю обрабатывает дезинфицирующими средствами производственные, складские и административные помещения, проходы, гардеробы, лестницы, пешеходные дорожки — в целом охватывается вся территория предприятия.

— Во время недавней рабочей поездки Премьер-министра в филиал ОАО «Управляющая компания холдинга «Минский моторный завод» в Столбцах рассматривался вопрос создания нового литейного производства. Расскажите подробнее о развитии данного направления.

— Действительно, в Столбцах набирает обороты производство высокоточного высокопрочного чугунного литья, строительство которого стало важнейшим инновационным проектом, реализованным Минским моторным заводом. Новое производство оснащено самым современным высокотехнологичным оборудованием известнейших европейских производителей из Великобритании, Германии, Италии. С января 2015 года начал функционировать участок центробежного литья для изготовления отливок гильзы блока цилиндров. Его мощность — 8000 тонн литья в год. Участок полностью удовлетворяет потребности головного завода в отливках гильзы.

В декабре прошлого года успешно прошла первая плавка чугуна на втором участке по производству отливок мелких серий по ХТС-процессу. Затем продолжилась работа по обеспечению участка всей требуемой оснасткой, разрабатывалась технологическая документация. Была завершена поставка оборудования, произведен запуск технологии изготовления литья. В эксплуатацию данный участок ввели в мае этого года. Его максимальная производственная мощность в перспективе рассчитана на выпуск до десяти тысяч тонн жидкого чугуна в год, выйти на этот показатель планируем к концу 2022 года. Номенклатура выпускаемых отливок постоянно расширяется. На ближайшее время намечено освоение передней крышки, корпуса, крыльчатки, задней крышки. Опытные партии этих изделий уже изготовлены.

— Расскажите о планах ММЗ.

— В советское время практически любая конструкторская деятельность на любом предприятии была засекречена. Гордиться своими достижениями приходилось осторожно. Не скрою, у нас есть проекты, работа над которыми происходит за закрытыми дверями, но только потому, что не хочется показывать половину дела.


Немаловажными для нас остаются задачи по повышению удельных мощностных показателей дизелей и одновременному уменьшению литража. Потребность рынка в малогабаритной технике обусловила развитие малолитражной линейки двигателей для применения на маневренной сельскохозяйственной технике, а также в качестве силовых агрегатов для привода дорожной, коммунальной техники и дизель-генераторных установок.

Развитие тракторостроения выдвигает дополнительные специфические требования к двигателям: уменьшаем вибрации, перераспределяем мощности, интегрируем механизмы, дорабатываем конструкторские особенности отдельных деталей.

sichevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter