Две Европы, или Как автор едва не обидел королеву Швеции

Начну сразу с этого эпизода, хотя в целом речь пойдет о другом...

Начну сразу с этого эпизода, хотя в целом речь пойдет о другом.

Нам рассказали, что король охотнее посещает скачки, а королева предпочитает футбольные матчи. Предупредили, что, скорее всего, чета прибудет на встречу сборных Швеции и Беларуси. VIP-ложа на центральном стадионе Стокгольма прямехонько выходит в уютное кафе, где за напитками и закусками наша делегация коротала оставшееся до игры время. И вдруг… оживление. Все понятно. Оглянулся и увидел, что августейшие особы уже общаются с гостями. Мы же находились в отдаленном уголке зала и оказались отрезанными от события.

— Не повезло, — сказал Юрий Курбыко, знаменитый в прошлом вратарь, а ныне – успешный футбольный функционер. – Не выпьем шампанского с королем.

Мы дальше продолжали обсуждать возможные перипетии предстоящего матча, как заметил, что изменилось лицо бывшего голкипера, он стал медленно подниматься и делать глазами мне какие-то знаки. Резко обернулся и увидел, что улыбающаяся королева Сильвия, а вслед за ней и король Карл XVI Густав с фужерами вина подходили к нам. Еще мгновение, и королевская чета застыла бы у меня за спиной… Неучтивой ситуации с нашей стороны (скорее, с моей) благодаря хорошей реакции удалось избежать. Общение прошло нормально. Потом не раз с шутками обкатывали эту тему…

С чего вдруг вспомнилась та история? Сколько ни читаю в эти дни оппозиционную прессу, не перестаю удивляться, с какой настойчивостью там муссируется сентенция о том, что якобы из-за нынешней власти белорусов не пускают в Европу. Правда, не уточняется, кого, куда, в какую Европу и зачем… Такие наивные пассажи уже даже не вызывают желания подискутировать. Хотя бы потому, что прекрасно знаем: ездили, ездят и будут ездить белорусы во все европейские страны. Принимают и будут принимать гостей оттуда. Мог бы привести и простейший пример: даже мои земляки из скромного Бобруйска, как они сами говорят, простые работяги, не по разу бывали в Польше, Германии, Голландии… Может быть, с той разницей, что там они рассчитывались своими «кровными», а не пили дармовой кофе в парламентских офисах, чем при случае не преминут щегольнуть наши вояжеры из оппозиции. И пусть не каждому из моих знакомых довелось выпить с королевой, подтвердят они и тысячи других наших путешественников, пересекающих границу Европы, что нет там у белорусов великих проблем. Прагматичные европейцы принимают нас тепло и радушно. (Выскажу даже крамольную мысль: теплее, чем американцев.) Даже не пытаясь перевести разговор на политические темы. И это нормально! Это и есть основная, современная и цивилизованная Европа. И мы не выпадаем из такого круга. Хотя бы потому, что гостям из Франции, Бельгии и любой другой страны тоже не задаем лишних вопросов об их законодательной системе, свободе слова. Возможно, в такой корректности народной дипломатии и таится самый главный постулат демократии. Исходя из которого легче выйти и на все другие ее составляющие.

Но и это правда, что есть другая Европа. Вернее, ее другая часть. Позвонили из МИДа, сообщили, что со мной как с редактором одного из ведущих изданий и председателем Белорусского союза журналистов желают встретиться итальянские тележурналисты. Какие проблемы? Разве что подумалось: вопросов из этой «другой части Европы» вряд ли удастся избежать. Не ошибся. Андреа Рискасси, приехавший с оператором и переводчицей, предложил дежурный набор вопросов: почему в ОБСЕ уверены, что в Беларуси есть проблемы со свободой слова; почему оппозиционные издания печатаются за рубежом; почему руководство США считает нынешнюю белорусскую власть диктаторской… Не раз уже приходилось отвечать на подобные вопросы, и потому вряд ли я мог порадовать своими комментариями тех, кто хотел бы посочувствовать «бедственному положению» белорусской оппозиции. Говорил как есть, как думаю. Телестудия «Pai», которую представлял мой гость, готовит программы для канала «Евро-ньюс», который в последнее время плотно оседлали оппоненты белорусской власти. И если не произойдет какого-либо подлога, то слушатели и зрители этого канала наконец узнают правду и из уст руководителя белорусского журналистского сообщества. Для себя же отметил достаточную корректность задаваемых вопросов. Например, даже в самом вопросе не отождествляется мнение руководства США и самих американцев. То есть косвенно подтверждалась мысль о том, что есть не только две Европы, но и два «слоя» самих американцев. Политиков и простых граждан. Первые, как известно, приходят и уходят, и потому всегда остается шанс, что даже такую великую страну рано или поздно возглавят люди с более здравым мышлением в отношении тех процессов, которые происходят ныне в России и Беларуси. По многим признакам чувствуется, что таких перемен ждут и в самой Европе. Пока же ее политическая верхушка вынуждена покорно следовать в указанном США русле, лицемеря и транжиря на этом пути свой авторитет в глазах мирового сообщества.

Что же касается свободы слова, то в ходе нашей любезной беседы меня не покидало странное чувство даже некоторого преимущества. Я действительно мог говорить открыто и прямо обо всем, что знаю и чувствую, чего, похоже (по разным, видимо, причинам), не мог позволить себе собеседник. Скорее всего, потому, что находился, как говорится, при исполнении… Ведь знаю, как обычно открыты и разговорчивы итальянцы. Бывал и в этой стране.

Не позволило время, которым располагали гости, иначе мы обязательно поговорили бы как профессионалы о нашумевшем «карикатурном скандале» и роли в нем журналистов и тогда в ходе дискуссии наверняка вышли бы еще на одну глобальную проблему, с которой столкнулась Европа. Сейчас, когда на всех политических «перекрестках» обсуждается тема исламского фундаментализма с его угрозой доставить беды на многих участках не такого уж огромного, как оказалось, земного шарика, Европа сама столкнулась с фактом: под вызовами времени ущербным оказывается и демократический фундаментализм. Ибо не срабатывают уже испытанные рецепты, за которыми прятались, как за стеной, те, кто нормы демократии рассматривал как догмы и незыблемые постулаты в отрыве от реалий и времени. Скажем, видели ту же свободу слова в виде абсолютной субстанции, не отождествляя ее с ответственностью. Вот почему даже одна искра от той же «карикатурной войны» оказалась способной противопоставить две огромные силы, способные уничтожить друг друга.

По мере того как растет и усиливается во многих сферах гегемонизм США, троекратно растут и проблемы Европы. Противостояние доллара и евро лишь мизерное начало. Этой финансовой войне еще предстоит набрать обороты. Наиболее дальновидные политики все же понимают, что спасение Европы от заокеанской экспансии лежит на пути более плотного сближения с Россией. В том числе и по приобщению ее в определенное время в зону евро как финансовой единицы. И потому не только здесь у нас, в Беларуси и России, но и в Европе понимают, почему в США в эти дни начинается очередной всплеск антироссийской истерии. С приглашением втянуться в эту кампанию и самой Европе, которая напоминает сегодня кролика на пути удава. Как долго может продлиться этот процесс?

Рамки нашей колонки не позволяют привести и более веские аргументы. Ясно видится только то, что Беларусь оказалась на пути упомянутого удава, намерившегося расчленить и поглотить безмерно великую Россию. А тут кто-то путается под ногами… Но кто знает, может, именно с этого рубежа и начнется великое отступление тех, кто слишком рано и слишком широко, не рассчитав силы, раскрыл рот. Эти земли выдерживали не менее амбициозные крестовые походы.

Учитывая, насколько все сложно и переплетено в сегодняшней мировой политике, мы можем только посочувствовать старушке Европе с ее текущими и грядущими проблемами. Ну а самим где искать такого сочувствия? Нам хватило бы и понимания. От друзей, соратников. Их тоже немало.

Сегодня, когда страна стоит перед очередным выбором, каким путем идти дальше, они с нами. Переживают, как бы не случилось чего-то непутевого. Не случится. Белорусы выстояли, не дрогнули все эти последние годы в обстановке давления и шантажа извне. Значит, определились и с дальнейшей дорогой. Открытая и ясная политика нынешней власти не оставляет шансов всякого рода говорунам и прожектерам от политики. И в той части Европы, где еще не смирились с этим, придется тоже пересматривать свои позиции и взгляды. Нельзя же бесконечно наступать на одни и те же грабли.

Вместо эпилога.

Ну а в Европу мы ездим и будем ездить, как и раньше. И необязательно встречаться с августейшими особами. Их все-таки единицы…

Нас — много.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter