Под Славгородом близится к завершению один из масштабных проектов юго-восточных районов Могилевщины — мост через Сож

Два берега одной реки

За этой стройкой жители Славгорода следят с особым пристрастием. Еще бы: мост через Сож — событие архиважное. Причем не только для района и Могилевской области, но и всей страны. Возможность возведения моста на пятом километре автотрассы Р-140 Славгород—Краснополье рассматривалась еще в советские времена, но первые практические шаги к реальному воплощению проекта сделаны только три года назад. Ожидается, что мост будет сдан в эксплуатацию в будущем году: он соединит отрезанную рекой левобережную часть с основной территорией Славгородского района, улучшит транспортную логистику страны в целом и даст возможность выхода на приграничные районы России.

Новый мост через Сож в буквальном смысле позволит объединить район.

По водному маршруту


Засожье — это более двух тысяч гектаров сенокосов и пастбищ, известная даже за пределами нашей страны Голубая криница, водно-болотный республиканский заказник «Славгородский». И — девять деревень, где проживают около ста человек. Председатель районного Совета депутатов Светлана Езерская рассказала, что в свое время жители левобережья до райцентра добирались на лодках, работала переправа. Сейчас выручает понтонный мост, но лишь летом. Зимой расстояние в два десятка километров увеличивается до ста с лишним, потому что ехать приходится в объезд — через Чериков и Краснополье, что не просто неудобно, но и затратно.

Новый мост через Сож в буквальном смысле позволит объединить район. К слову, он еще до запуска успел попасть в рекордсмены: на сегодня этот мост в полкилометра самый длинный на Могилевщине. Здесь впервые в нашей стране использовали уникальные технологии транспортировки и монтажа, сопоставимые с теми, что применялись при возведении моста через Керченский пролив в России. Главный инженер предприятия «Могилевавтодор» Борис Иванов уточнил, в чем заключалась суть операции:

— Было принято решение использовать пролетные строения (иначе говоря, фермы) демонтированного ранее моста под Кричевом. Это позволяло существенно сэкономить государственные средства — в ином случае пришлось бы размещать дорогостоящий заказ в соседней России. Но при этом предстояло решить вопрос доставки конструкций к месту возведения нового моста. Взвесив все за и против, специалисты решили транспортировать габаритные детали 120-километровым водным путем.

Невозможное возможно


В прокладке необычного для наших широт маршрута участвовали представители разных организаций и ведомств. В их числе «Могилевавтодор», «Белгипродор», «Мостострой», «БелдорНИИ», «Белорусское речное пароходство», «Белводпуть», «Могилев­энерго». Учитывать пришлось многие составляющие. Например, то, что необычный груз нужно было провести под другими мостами. Глубину и ширину русла, возможности маневров. Время доставки тоже было выбрано не случайно: по понятной причине транспортировку приурочили к паводку, когда вода в Соже поднялась на три метра выше нормы. Учитывая, что каждая из ферм весит более двухсот тонн, очень важно было не допустить крена или любой другой неточности. Задача усложнялась еще и тем, что реку на участке передвижения габаритных конструкций пересекают свыше десятка линий электропередачи. В целях безопасности в момент прохождения барж с фермами их отключали.

Готовность моста под Славгородом оценивается на восемьдесят процентов.

Траекторию движения тщательно выверяли и затем отслеживали по всему маршруту. Даже рельеф дна находился под контролем у мастеров-водолазов. Чтобы застраховать баржи с громоздкими конструкциями от попадания на мель, иногда приходилось заполнять трюмы водой — для обеспечения нужного уровня погружения. На постоянные опоры сооружения устанавливали с помощью гидравлических домкратов. Ведущий инженер отдела технического надзора и подготовки производства «Могилевавтодора» Александр Самаль констатировал, что свою лепту в возведение моста внесли мостостроители многих областей страны:

— Сегодня на этом объекте заняты более пятидесяти человек и несколько десятков единиц техники. Работы не останавливались даже в морозы. Дожди им тоже не помеха.

Но и спешка при строительстве мостов не нужна. Это очень непростые с точки зрения архитектуры сооружения, требования к которым постоянно растут. Одно из основных — увеличивающаяся нагрузка.

Новая дорога — новая жизнь


Готовность моста под Славгородом оценивается на восемьдесят процентов. Все основные конструкции смонтированы и установлены, на очереди земляные и укрепработы, укладка дорожного полотна, тротуаров, подходов к путепроводу. К слову, покрытие трассы планируется сделать цементно-бетонное. Оно считается довольно прочным и без капремонта способно прослужить около сорока лет. Сам мост будет жить намного дольше.

Светлана Езерская не сомневается: его открытие станет большим импульсом для экономического и социального развития района. В частности, пойменные луга позволят расширить географию мясного скотоводства. Туристический интерес к Засожью тоже велик: в этом заповедном крае можно увидеть ставшие редкостью растения, краснокнижных животных. Район уже получил солидный европейский гранд, который используют на развитие экологического проекта. На левом берегу Сожа планируется построить кемпинги, медовый рынок, создать пешие и веломаршруты.

— В преддверии появления новой транспортной артерии люди начинают сюда возвращаться. Кто-то вступает в наследство родительских домов, кто-то спрашивает, как приобрести участок земли для строительства или открыть агроусадьбу. И нас это только радует.

КОММЕНТАРИЙ

Анатолий Иващенко, начальник отдела № 4 специализированной инспекции Департамента контроля и надзора за строительством Госкомитета по стандартизации:


— При строительстве мостов очень большая часть работы, как правило, остается за кадром. Каждый из путепроводов не похож на другой, потому что изначально условия очень разные. И сам размер, и состав почвы на берегах, и расчетно-плановая нагрузка. Мост через Сож под Славгородом — результат большого коллективного труда, в котором приняли участие очень многие строительные и дорожные предприятия нашей страны. Операцию по доставке по воде конструкций мостовых пролетов вообще можно назвать уникальной: подобных аналогов в нашей стране еще не было. Понятно, что одно из главных требований к таким сооружениям — безопасность. Потому мы ведем постоянный контроль за ходом работ, соблюдением всех технологий, выполнением проекта, требуемых норм и правил.

markova@sb.by
  
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter