Дуэт поет на бис

Крестным отцом в музыке для них был композитор Микаэл Таривердиев...

Крестным отцом в музыке для них был композитор Микаэл Таривердиев. В 80-е редкий телевизионный концерт обходился без дуэта Галины Бесединой и Сергея Тараненко. Они исполняли композиции на стихи великих поэтов — Цветаевой, Ахматовой, Лермонтова, Пастернака, Евтушенко, Вознесенского... Но подул ветер перемен, который вместе с трафаретной поп-песней вынес с эстрады и артистов штучных. О Бесединой и Тараненко стали забывать. А потом и их творческий союз распался. Галина Ильинична продолжала выступать сольно (делает это и сейчас), а Сергей Александрович занялся написанием произведений для балетов, танцев, спортивных соревнований. Но у талантливых людей однажды обязательно настает прекрасный день (впервые или очередной). Такой случился и в новейшей биографии дуэта — исполнители снова вдвоем. И снова звучат со сцены песни «Я к вам пишу», «Не исчезай», «Мы с тобой, товарищ», «Гренада», «Маленький принц»...


Галина Беседина о прошлом и настоящем


Мы работали в коллективе моего мужа — народного артиста Российской Федерации Виктора Беседина, каждый в своем амплуа. Сергей руководил «Московскими ребятами», а я выступала в программе концерта с одним–двумя отдельными номерами: читала стихи и пела под собственный аккомпанемент на гитаре песни, романсы. Или это были небольшие музыкально–поэтические композиции. А Сергей очень увлекался вокалом: в гостиницах, в которых мы останавливались, на всех этажах нередко были слышны некие рулады в его исполнении, вокальные экзерсисы, иногда смешные пронзительные ноты... Пением он был одержим и занимался им самостоятельно, пытаясь овладеть тайнами мастерства. Вот тут–то мой супруг и предложил спеть что–нибудь нам вместе. Начали мы с характерной для той эстрады песни — «Три слова, будто три огня...» Оскара Фельцмана и Роберта Рождественского. Но наши голоса, а главное, души явно были предрасположены к чему–то иному. Встреча с Микаэлом Таривердиевым стала поворотной. Чудесным образом совпали и наши с Сергеем представления о прекрасном.


А сегодня творчество дуэта, как считают некоторые, — «неформат». Очень смешное понятие, учитывая, кто это произносит и насколько адекватен вкус подобного деятеля. Искусство ведь не только развлекает, но и наполняет человека новыми, более высокими смыслами. Зарабатывание денег по принципу «чего изволите?» ведет национальный дух к деградации. Низкая культура сказывается во всем: в быту, производстве, отношениях, общем прогрессе общества.


Сергей Тараненко про песни о революции и гражданской войне


Сам переворот и последовавшая за ним гражданская война сегодня потеряли свою романтическую притягательность. Эти события принесли народу бездну горя, были разрушены сами устои страны, традиции, культура, что чувствуется и поныне. Но песня имеет ценность не в конкретных словах, а в тех обобщенных эмоциях, наполняющих и исполнителя, и слушателя. Мы пели и поем о справедливости, романтике путешествий, борьбе за счастье, которое есть. И о нем нужно мечтать, и к нему стремиться, чтобы жизнь вокруг становилась все лучше и лучше.


Галина Беседина о «плагиате»


Таривердиев смеялся, когда до него доходили слова тех, кто утверждал, что некоторые его произведения напоминают уже кем–то написанные. Желающих унизить Микаэла Леоновича в те времена хватало. На самом деле к этой теме нельзя относиться серьезно. Как правило, она «волнует» людей, считающих себя продвинутыми в плане понимания и знания тонкостей музыкального искусства. Вопрос, казалось бы, не лишенный смысла, но говорящий о поверхностных представлениях о музыке вообще и сути самого композиторского творчества. Любые две–три ноты, расположенные в определенной ритмической последовательности, являются первой и очень важной структурной составляющей последующей мелодии. Но путей ее продолжения у каждого автора — как в бесконечном лабиринте поворотов и разветвлений. Все зависит от творческой манеры сочинителя, смысла песни, общего ее настроения. Обычно Таривердиеву припоминали коварную шутку весельчака Никиты Богословского, приславшего в Союз композиторов телеграмму якобы от имени Фрэнсиса Лэя: «Поздравляю успехом моей музыки в вашем фильме». Имелись в виду композиция француза из «Истории любви» и «Песня о далекой Родине» Таривердиева из «Семнадцати мгновений весны». У них буквально совпадают лишь первые две (!) ноты, далее нотные дороги расходятся в разные стороны. Такое случается, только мало кто берет на себя сомнительную роль выискивать похожести и кому–то о них доносить. А вот любители цеховых композиторских интриг своего, пожалуй, добились. До сих пор звучат отголоски того фальшивого мифа.


Сергей Тараненко о «зеленом змии»


Проблема алкоголизма, как я теперь понимаю, — это проблема мечтательных, неуравновешенных, добрых, отзывчивых, слабо защищенных людей, не имеющих иного способа «прийти в себя», почувствовать хоть мимолетное спокойствие, уверенность и силу, как только выпить сто граммов чего–нибудь горячительного. Но хорошее настроение быстро проходит, а последующая депрессия вызывает желание опять вернуться к испытанной радости бытия. И проклятый круг замыкается — следует запой: пять минут с Богом на небесах... и катишься на долгие сутки к дьяволу. К счастью, я всегда сильно переживал такие эпизоды в своей жизни. Сегодня могу сказать, что долгая битва с «зеленым змием» окончилась моей полной победой и его полным разгромом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter