Итоги официального визита Президента в Грузию

Дружба продолжается и крепнет

Во второй день официального визита в Грузию Президент возложил цветы к мемориалу героям, павшим за единство Грузии, встретился с Католикосом–Патриархом всея Грузии, Архиепископом Мцхетским и Тбилисским, Митрополитом Пицунды и Цхум–Абхазети Илией II и провел переговоры с премьер–министром Грузии Георгием Квирикашвили.


А первый день работы Президента в Тбилиси завершился на весьма символичной ноте. Александр Лукашенко подарил своему грузинскому коллеге Гиоргию Маргвелашвили трактор. Эта небольшая машина BELARUS–152 будет очень полезна на приусадебном участке грузинского руководителя. Здесь интересы двух президентов полностью совпадают. Гиоргий Маргвелашвили, так же как и Александр Лукашенко, весьма увлечен подсобным хозяйством. Как–то соцсети даже облетел его фотоотчет о приличном урожае картофеля из белорусских семян. Белорусская техника — Президенту Грузии в помощь. Прекрасный тест тем более, что и специалисты сейчас ведут переговоры об адаптации некоторых белорусских тракторов к грузинским условиям для последующих продаж и организации совместного производства.
Илия II

Беседу же с Патриархом Президент начал с воспоминания о первой встрече. Во время предыдущего визита Илия II встретил Александра Лукашенко словами:

— Как же долго мы вас ждали здесь.

Это приветствие, признался Президент, он запомнил на всю жизнь:

— Я это помню и очень ценю то, что вы всегда находите время встретиться со мной здесь. А я вам обещаю, что буду постоянно приезжать в ваш прекрасный город и страну. И если будет на то Божья воля и ваша, я обязательно буду встречаться с вами. Для меня это большая радость и ценность. Вы очень уважаемый человек не только в Грузии, но и во всем православном мире, и не только.

Патриарху Александр Лукашенко передал слова приветствия от наших уважаемых митрополитов Филарета и Павла. Сказав при этом, что между нашими народами очень добрые и теплые отношения были всегда:

— Вы для нас не чужие люди. Вы наши истинные братья. И у нас нет другого выхода, кроме как строить самые теплые и добрые отношения, уже не будучи в одном государстве.

Прогресс в развитии белорусско–грузинских отношений за последние годы более чем очевиден. Налицо не просто взаимные деловые устремления, но и чисто человеческое желание друзей быть нужными друг другу. Президент сказал Патриарху:

— Вы должны знать, что мы всегда будем с вами рядом. Мы готовы поделиться с вами всем тем, что мы умеем делать.

Церковь играет важную роль в сохранении единства грузинского народа. Более того, она внесла немалый вклад и в сохранение государственности. Мир сложен. Есть противоречия, есть прямые конфликты, но нужна мудрость для мирного разрешения этих непростых ситуаций. Александр Лукашенко призывает устанавливать отношения между конфликтующими сторонами, не глядя ни на какие разногласия:

— Они могут быть, были и всегда будут. Но при этом надо помнить, что за нами народы и они хотят жить мирно и дружить.

За Беларусью уже прочно закрепился статус страны — донора безопасности в Европейском регионе. Мир и покой, как выразился Президент, — наш бренд. Конечно, это почетно, но одновременно очень ответственно и ко многому обязывает:

— Мы будем делать все для того, чтобы не только у наших соседей, но чтобы такой мир и покой были в любом другом государстве. И готовы в этом направлении сделать все то, что захотят эти государства, как это было и в случае с Украиной.
Георгий Квирикашвили

На встрече с главой грузинского правительства было продолжено начатое накануне главами государств обсуждение перспективных тем развития взаимодействия в прикладном ключе. Но началось общение тоже на лиричной ноте. Георгий Квирикашвили с теплой благодарностью вспоминал о мужественной работе белорусских спасателей на ликвидации пожара в Боржомском ущелье. Премьер впервые рассказал историю, похожую на легенду, но это современная жизненная правда:

— Хочу, чтобы это знали все... Когда мы тушили пожар, мне пришлось лично руководить этой операцией. Как–то собирались вечером, планировали следующий день и ко мне подошел священник местной церкви. У него в руках была икона Богоматери. Он попросил найти белорусских летчиков. Оказалось, командир экипажа заходил в ту церковь. Хотел купить икону, но настоятеля не было, а без его благословения этого сделать было невозможно. Тогда летчик набрал в бутылку освященной воды и сказал, что, когда будет пролетать над горящим лесом, окропит его святой водой. Священник искал пилота, чтобы подарить ему икону. Эта история для меня останется золотой страницей дружбы между белорусским и грузинским народами. Спасибо. Мы вам очень благодарны.

Красивая и трогательная история. Кто знает, может, со временем она станет легендой об истоках крепкой дружбы белорусов и грузин. А в нее обязательно вплетутся яркие нити не только подвига, но и повседневного созидательного труда. Президент напомнил об основной сути договоренностей на высшем уровне:

— Своему вице–премьеру я сказал: грузины — наши братья. Делай все, как в Беларуси. Если мы чем–то торгуем, учи людей, чтобы они могли эксплуатировать эту технику, могли что–то повторить в Грузии. Если не перечислять документы и контракты, а в целом охарактеризовать наши договоренности, то они заключаются в том, что мы условились: не просто будем торговать и создавать совместные предприятия. Мы договорились учить людей. Я обещаю: мы к этому готовы. Можно продать технику, можно технологии сюда привезти. Но если не будет компетенции у местных людей заниматься именно тем, что мы вам предлагаем, перспектив будет мало. Мы хотим, чтобы грузины — наши братья — у нас, если вам это будет нужно, научились эксплуатировать, ремонтировать технику, и, конечно же, если мы создаем совместные предприятия, надо развивать локализацию, чего бы это ни стоило. Для этого нужны кадры.

Президент особо подчеркивает: главное, чтобы следом за технологиями шли умеющие ими пользоваться люди. Они будут подготовлены. В том числе и в сферах сельского хозяйства и производства продуктов питания:

— Это не дело, что Грузия будет завозить из Беларуси, еще откуда–то продукты. Грузия всегда себя обеспечивала нужными продуктами. Грузии надо сегодня помочь перешагнуть тот период, который был упущен — не по вине, конечно же, нынешнего правительства, — а для этого нужны современные технологии в области сельского хозяйства. Поэтому надо открывать вместе с учеными небольшие центры. Мы готовы подготовить их руководителей и специалистов. Это главное, когда есть производство и воспроизводство того, что завтра даст богатство. Этим путем мы сегодня и идем, чтобы спустя определенное время, когда и нас с вами не будет, люди сказали, что вот — они заложили основу. Именно это будет скреплять нашу дружбу вместе с тем эпическим рассказом, который вы только что изложили.

Завершился визит еще одной встречей президентов. Гиоргий Маргвелашвили лично приехал в аэропорт, чтобы проводить своего высокого гостя и доброго друга. Такая церемония протоколом не предусмотрена. По дипломатическим канонам она не обязательна. А по человеческому пониманию, если состоялась, то еще раз подчеркивает то, насколько высоко ценит Тбилиси дружбу с Минском. Она продолжается и крепнет.

Вопросы и ответы

В ходе визита в Грузию Президент дал интервью журналистам грузинского телевидения, сообщает БЕЛТА. Александр Лукашенко, в частности, сказал:

Об отношениях с Россией

— Я ожидаю всегда позитива. С Президентом Путиным мы разговаривали сразу же после выборов. И мы, естественно, затронули какие–то вопросы на злобу дня, которые надо решать и которые, может быть, даже не президентов вопросы. Но мы их обсуждали. У меня добрые отношения с Владимиром Путиным. Если вопросы возникали и где–то накапливались, не было того случая, чтобы мы не разрулили ситуацию. К сожалению, накапливают вопросы и министры, и правительства с двух сторон. Тогда нам приходится подключаться. К сожалению. Такого быть не должно. Но это жизнь, никуда от этого не денешься.

Александр Лукашенко добавил, что вопросы в белорусско–российских отношениях связаны с конкуренцией, развитием рыночной экономики. Но в сфере политики подобных проблем между сторонами нет.

О российско–грузинских отношениях

— Мы затрагивали и с Президентом, и с премьер–министром отношения Грузии и России. Я уверен, если на то будет воля грузинского руководства, Владимир Путин эту проблему будет решать. Он же прекрасно понимает, что это не проблема между народами. Она должна быть решена на уровне властей. И я уверен, что если вы будете более настойчивы и открыты друг с другом в этом диалоге, она будет решаться. У Президента Путина, я это заметил, у моего коллеги и друга, он как будто новое дыхание приобрел. Я уверен, что вопросы, которые существуют у России не только с Беларусью, но, допустим, с Грузией, он полон решимости решать.

О «Восточном партнерстве»

На вопрос о том, почему он не поехал лично на саммит «Восточного партнерства» в Брюссель в конце прошлого года, Александр Лукашенко ответил так:

— Мы обычно заранее планируем такие поездки, и готовился наш министр иностранных дел. Почему я должен не доверять министру? Он и поехал на этот саммит. Думаю, придет время и я побуду на этом саммите.

Президент пояснил, что это будет зависеть от того, какие там будут обсуждаться вопросы и какой будет осязаемый результат.

— У меня накопилось много предложений и вопросов, которые надо обсуждать нам в Европейском союзе. Это их проблемы, и наши проблемы, и российские, и даже, может быть, грузинские. У меня есть свое видение. Придет время — я об этом видении скажу. Есть что сказать.

О диалоге с ЕС

— У меня нет к ЕС абсолютно никаких требований. Я просто хочу, чтобы нас уважали. Сегодня есть проблема у ЕС с Украиной. Не только у России, но и у ЕС... И Беларусь, эти почти тысяча километров, осталась беспроблемным коридором для ЕС, с одной стороны, и для России и Китая — с другой. И для Грузии. Мы хотим, чтобы ЕС это видел и ценил. Допустим, чтобы в экономике не было односторонних мер, торпедирования наших товаров в ЕС. Обкладывают пошлинами, еще что–то. Правда, в этом отношении уже есть некоторое движение. 

О демократии

— Мы умеем учебники читать и мы видим демократическую Грузию (без юмора), демократическую Европу. Мы все видим. И положительное, и недостатки. Но мы имеем свои национальные особенности. И вы (ЕС. — Прим. ред.) должны их понимать, и не надо нас толкать в спину. Это не требования, а мои пожелания. Я европейцам об этом говорю. Мы независимое государство со своей внешней политикой. А суть нашей внешней политики — многовекторность, и второе — не создавать проблем нашим соседям.

О президентской власти

— Действительно, у нас сильная президентская власть. Это и спасло страну от разорения. Не хочу быть уж слишком скромным. А вы не сочтите это за нескромность. Конечно, роль Лукашенко в Беларуси как руководителя объективно, наверное, значима. Но не надо думать, что только Лукашенко там работает, а все остальные спят и ничего не делают, не управляют и не производят. У нас достаточно умных, крепких политиков, которые пусть не единолично, но в команде могут решать вопросы. Нашему народу привит за эти годы иммунитет к потрясениям и революциям. Наш народ на это никогда не пойдет. Поэтому если вы и другие государства решили выстраивать с нами отношения, можете не беспокоиться за стабильность. Это святое для нас. Это наш бренд. И мы его не собираемся куда–то выбрасывать.

О Конституции

— Я недавно говорил о том, что придет время, когда мы должны будем и Конституцию подкорректировать. Может быть, какие–то нормы поменять. Какие–то функции от Президента передать исполнительным органам власти, Правительству, Парламенту и тому подобное. К этому мы и идем. Да, сегодня нет этого времени. Но оно завтра может прийти. И мы должны быть готовы. Поэтому будем работать над Основным Законом, чтобы это не было какой–то уличной акцией, после которой власти начинают шевелиться.

kryat@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter