Дорогу оплатит едущий

Платят ли автолюбители дорожный сбор: из 30 остановленных водителей техосмотра не было только у одного

В последние несколько лет водители массово игнорируют прохождение техосмотра. Владельцы личного транспорта предпочитают платить штрафы, даже если «попадают» на них регулярно. Вместе с сотрудниками ГАИ корреспонденты «Р» решили проверить, сколько автомобилей в разгар буднего дня в центре Гомеля окажется без сертификата о прохождении государственного технического осмотра.

Посты ГАИ не объезжают те, кому бояться нечего

Штрафы дешевле?

Мои спутники — инспекторы Межрайонного отдела розыска и реагирования УГАИ УВД Гомельского облисполкома Сергей Петренко и Андрей Васильков. Вместе направляемся на площадь Ленина. Место удобно тем, что позволяет останавливать транспорт для проверки, не создавая при этом помех другим участникам движения. Стоит сказать, в первый день обильного снегопада водителям и без того приходится несладко. Как, впрочем, и работникам дорожных служб. По центральным улицам, мерцая желтыми мигалками, деловито курсируют трактора-снегоочистители. На обочинах машут лопатами люди в оранжевых жилетах.

В салоне служебного внедорожника обсуждаем историю вопроса. Госпошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к дорожному движению, она же транспортный налог, она же дорожный сбор, была введена в конце 2013 года. Мера, призванная пополнить источник финансирования дорожного строительства, понимания у некоторых водителей не нашла. Прежде всего из-за суммы, которая значительно превышает стоимость техосмотра. А поскольку его прохождение привязано к уплате сбора, часть автомобилистов решили проблему радикально. Не плачу налог — не прохожу ТО. Штрафы, даже повторные, обходятся дешевле.

Доходит до взяток

Приступаем к проверкам. У первых десяти автомобилистов все документы в наличии. Включая сертификаты о прохождении гостехосмотра. Инспекторы останавливают и дорогие кроссоверы, которые, судя по виду, недавно из дилерских салонов, и те авто, которые сами водители пренебрежительно называют «корчами». Как, например, старый ЗИЛ-130 с кабиной цвета хаки и грубо сделанной будкой для перевозки людей в кузове. Внешний вид обманчив — техосмотр ЗИЛ прошел.

Автовладельцы считают, что выгоднее заплатить штраф

На ветровых стеклах многих машин красуются розовые наклейки с годом 2017. Таким способом владельцы спешат сообщить о том, что с ТО у них порядок, еще до взмаха жезла. Впрочем, наклейка не дает повода уйти от проверки. Тем более что порою используется лишь для отвода глаз. Эта хитрость — детская шалость по сравнению с другими попытками избежать ответственности. В последнее время произошло несколько случаев, когда нарушители пытались «решить вопрос», предлагая сотрудникам ГАИ взятки. Первым по такому пути пошел 47-летний житель Гомельского района. За повторно выявленное отсутствие техосмотра ему грозил крупный штраф. Через два дня дурному примеру последовала жительница областного центра. Оба были предупреждены об ответственности, но продолжали настойчиво пихать купюры. И «допихались» до возбуждения уголовных дел. Хотя все могло ограничиться банальным протоколом…

Дело в технике

Пятнадцатый по счету автомобиль — видавший виды фургон «Мерседес». Техосмотра нет. Водитель Денис не выглядит сильно расстроенным. Поясняет, что машина рабочая:

— У нас их две на фирме. Одна с техосмотром, а эта — как запасная. Один-два раза в месяц выезжает. Сегодня рабочая сломалась, пришлось пересесть, вот и попался…

— А кто штраф будет платить: вы или хозяин?

— Хозяин, конечно. Его машина.

— Не думаете, что сильно рискуете попасть в ДТП на такой машине?

— А техосмотр здесь при чем? Даже если я его прошел, на дорогу выехал — все что угодно может случиться.

«Кляксы» в водительской биографии Дениса не особо волнуют. За последние десять лет 44 нарушения ПДД. Мужчина утверждает, что немалая их доля появилась как раз благодаря зеленому фургончику без ТО. Собственно, Денис стал единственным из трех десятков проверенных водителей, у кого не оказалось сертификата. Даже сменив дислокацию, нарушений мы больше не выявили.

С начала года более 50 тысяч водителей Гомельской области наказаны за отсутствие ТО

Однако инспекторы не питают иллюзий. Все дело в технике. Точнее — в технологиях. Сегодня сотни водителей используют мобильное приложение, по сути, многопользовательскую рацию. По ней они в режиме реального времени обмениваются информацией о постах ГАИ. О том, что на площади Ленина идут проверки, многие узнали буквально через 5—10 минут после того, как мы там появились. Причем сообщение передавалось не единожды. Те, кому было чего опасаться, выбрали объездной путь.

Нюансы использования программы, в том числе правовые, — тема для отдельного разговора.

Слух осмотра не заменит

Только в Гомельской области за десять месяцев выявлен 51 381 факт отсутствия техосмотра у автомобилистов. При том, что за такой же период прошлого года их было 36 680. Тенденция налицо.

В разговорах водители ссылаются на то, что могут самостоятельно контролировать состояние авто. Главным же инструментом диагностики выступает слух, определяющий по звуку работу двигателя. А в случае сомнений можно проконсультироваться с другими «знающими людьми».

В Госавтоинспекции к такой методике относятся критически.

— Безусловно, отсутствие техосмотра — это дополнительный фактор риска на дороге, — убежден заместитель начальника УГАИ УВД Гомельского облисполкома Андрей Гаркуша. — Каким бы опытным ни был водитель, он не может проверить исправность своего автомобиля так, как это сделают специалисты, используя профессиональное оборудование. Желание сэкономить вполне объяснимо, но в данном случае оно может привести к очень тяжелым последствиям…

proleskovskiy77@mail.ru

Фото Ивана КУЗМЕНКОВА


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Для тупых
Значит так. Ни одной нормальной стране мира просто так не останавливают на дороге, чтобы чета там проверить. Должна быть причина. Да да, даже в пресловутых США. Это раз!
Во-вторых! Техосмотр в нормальных странах привязывается к обслуживанию автоса. Это означает, что те, кто делал, несут ответственность. Шаблон Германии, если чё.
В-третьих, статистику дтп, совершенных из-за отсутствия ТО, в студию!!!

И так сказать венец. Дорожный налох + сборы в бензине есть не что иное как двойное налогообложение. Так где законотворцы?
Где деньги от пошлины ? Почему такие убогие дороги? И не надо пенять на Украину и Россию, они меня не интересуют. Я хочу сравнивать с Чехией хотя бы.
Александр, 46, Минск
Ну когда уже журналисты ознакомятся со статистикой по ДТП за прошлые годы?
Откройте наконец статистику хотя бы по Минску.
ДТП по вине дорожных условий: 2014 год - 0, 2015 - 0, 2016 - 0, 2017 - 0 !!!!
ДТП по тех.неисправности ТС : 2014 год - 0, 2015 - 3, 2016 - 0, 2017 - 1 !!!!
Где связь техосмотров и ДТП?
Техосмотр упразднить давно пора на основании такой статистики, а освободившиеся трудовые ресурсы направить в реальный сектор экономики.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости