Масочный режим уйдет в историю, если прививочная кампания будет результативной

Доктор меднаук, профессор Григорий Чистенко: «Другая чаша весов явно перевешивает»

Мир от невиданной ранее заразы спасет исключительно прививка

Доктор медицинских наук, профессор кафедры эпидемиологии БГМУ Григорий ЧИСТЕНКО.
Ожидать ли третью волну коронавирусной инфекции, стоит ли бояться прививки и почему вакцинация спасет мир — мы задали несколько вопросов доктору медицинских наук, профессору кафедры эпидемиологии БГМУ Григорию ЧИСТЕНКО.

— Начиная с 1930-х годов человечество не встречалось с проблемой, равной по значимости COVID-19. Масштабы распространения огромные, лекарств почти нет. Если заболевание развилось, то предсказать его исход сложно, к тому же есть возможность зара­зиться повторно. Причем во второй раз инфекция может протекать тяжелее, что противоречит инфекционным канонам, — отмечает профессор. — Впервые почти каждый из нас знает людей, жизнь которых оборвала эта болезнь. Поэтому вакцина против коронавируса не просто очередное профилактическое средство. Это событие, способное изменить жизнь нынешнего и будущих поколений, поскольку от спасенных вакциной родятся дети.

Да, препарат разработан в рекордно короткие сроки, и пока нет полной ясности об эпидемиологической эффективности, побочных реакциях, что вызывает беспокойство у скептиков.

— Но давайте в этом случае обратимся к весам, — предлагает Григорий Чистенко. — На одной чаше возможные побочные реакции, которые не исключаются, хотя по имеющемуся опыту они довольно редкие. Точнее, гораздо более редкие, чем при применении каждого из лекарств, которыми запасаемся в аптеках. На другой чаше весов — жизни многих и многих людей, которые может сохранить вакцинация. Поэтому выбор в пользу прививки очевиден. Пока ей нет профилактической альтернативы против коронавируса.

По поводу прогнозов очередных волн, вся история эпидемиологии нас учит, что если инфекция пришла в мир человека, то навсегда. Всем нам предстоит это осознать и научиться эффективно ей противостоять. Упреждение развития волн зависит от того, сколько народа будет охвачено прививками, а также от эффективности вакцинации. Если оба эти показателя покажут большой плюс, то ставшее привычным выражение «соблюдайте масочный режим» уйдет в историю и мы снова начнем радовать друг друга открытыми улыбками.

Эффективность вакцины будет зависеть в том числе от того, насколько она способна противостоять мутациям. Но специалисты склоняются к одному: в составе препарата консервативные участки РНК, которые крайне редко изменяются. Поэтому, так или иначе, антитела, образуясь в организме, будут бороться. Даже если штаммы окажутся другими, мутированными, в любом случае выработавшиеся в результате прививки антитела помогут перенести инфекцию в легкой форме либо вообще не заболеть. Более того, некоторые врачи замечают на своих пациентах, что даже прививки против гриппа, тренируя иммунитет, защищают организм от других респираторных болезней.

«Спутник V» создан относительно за короткие сроки, потому что использовалась отработанная методология, а ученые, достигшие успехов, и раньше проявляли себя в схожих областях. Но, конечно, основным регулятором и ускорителем послужила ранее используемая и хорошо изученная платформа вектора аденовируса человека, если же начинать с нуля — подобный препарат создается до 10 лет и больше.

Вакцинация российским комбинированным векторным препаратом Гам-КОВИД-Вак.

По словам главы исследовательского центра имени Гамалеи Александра Гинцбурга, есть экспериментальные данные, что «Спутник V» защитит на протяжении двух лет минимум, а может быть, и больше. Основание так полагать дает платформа, общая с вакциной против лихорадки Эбола. Профилактическая кампания во время Эболы показала примерно такую продолжительность действия антител. Однако после вакцинации снимать маски однозначно не стоит, объясняет Григорий Чистенко. И вот почему:

— Даже не столько здесь играет роль недостаточная изученность инфекции. Ясно другое: профилактические препараты, которые вводятся парентерально, то есть в инъекциях, не создают иммунитет слизистых, барьерных тканей. Проще говоря, слизистые оболочки остаются восприимчивыми к возбудителю. Лишь вакцины, которые вводятся через рот или нос, например живые гриппозные, делают слизистый эпителий неприступным. Так что привитые вполне могут быть носителями, однако профилактическая кампания повлияет на сокращение количества больных и интенсивность циркуляции вируса.

По миру вовсю гуляют разные мутировавшие штаммы. Смогут ли они прижиться в нашей стране, найти здесь для себя нишу? Остается полагать, что мы обязательно успеем создать коллективный иммунитет, прежде чем британский или другие «ответвления» придут в нашу популяцию. Однако полностью исключить вероятность их появления не получается, ведь для микробов нет границ. 

Поговорили с ученым и о температуре хранения «Спутника», которая от минус 18 градусов и ниже.

— Любое лекарство хранится при определенной температуре, указанной на упаковке. У американских вакцин она еще более низкая, все зависит от технологии производства. У многих профилактических препаратов, не говорю сейчас о коронавирусных, условия хранения от плюс двух до плюс восьми, но и на эту холодовую цепь в мире тратятся огромные средства. Ведь без нарушений и сбоев нужно преодолеть порой тысячи километров, — отмечает Григорий Чистенко.

Заключим разговор тем, что мир от невиданной ранее заразы спасет исключительно прививка. Переболевшие пациенты с защитными иммуноглобулинами могут с ней повременить до шести месяцев после излечения, у других же организм тоже выработает антитела — но только с помощью иммунопрофилактики.

basikirskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter