Мама в статусе «бомж» и подростковая беременность: каким бывает кризисное материнство и как помогают женщинам, попавшим в сложную жизненную ситуацию

Дочки-матери: не игра, а жизнь

Счастливые фотокадры встречи из роддома, увы, есть не у всех женщин, ставших матерями. Бывает, забрать из стационара женщину некому. А другой и ехать некуда, потому что осталась без жилья и средств к существованию. Третья, испугавшись, что с рождением ребенка возникнут трудности, которые ей не по силам, решает, что лучше от малыша отказаться… Что такое кризисная беременность не понаслышке знают в центре поддержки семьи и материнства «Матуля», где уже 12 лет помогают женщинам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Корреспонденты «Р» побывали в приюте для мам с детьми и услышали нетривиальные истории материнства.

В центре поддержки семьи и материнства «Матуля» не судят и не дают оценок. Здесь женщине помогают разобраться в себе, в том числе с помощью специалистов — психологов, юристов, социальных работников.

Кто в приюте живет?

Приют для мам с детьми размещается на базе обычной трехкомнатной квартиры в одном из микрорайонов Минска. Центр «Матуля» работает благодаря добровольцам, готовым оказать поддержку за простое человеческое спасибо. Активистов-волонтеров — а это юристы, психологи, медики, священнослужители, социальные работники — 12 человек.

В приюте есть мебель, постельные и кухонные принадлежности и даже целый склад вещей для детей разного возраста. Сегодня здесь живут две постоялицы, одна из них — с пятилетним малышом. Готовится к заселению третья. На момент нашего прихода в квартире, увы, никого не оказалось. 30-летняя Надира (имена героинь изменены. — Прим. автора), которая вначале дала согласие на интервью на условиях анонимности, в последний момент передумала, мотивируя отказ… риском мести родственников.

Вероника СЕРДЮК: «Безвыходных ситуаций на самом деле нет».

— Она мусульманка и очень напугана, — объясняет мне руководитель «Матулі» Вероника Сердюк. — Боится, что через СМИ о ее беде узнают восточные родственники. Развод в ее религии — большой позор для семьи и, по сути, крест на дальнейшей судьбе женщины: такую замуж на родине уже не возьмут.

Надира однажды уже пошла против воли родителей: во время учебы в престижном белорусском вузе вышла замуж за белоруса. Знать бы, что отношения с мужем разладятся вконец... То ли супруг изначально ее в квартире не прописал, то ли потом выписал, но в результате образованная Надира оказалась без регистрации на улице с ребенком на руках. В приюте живет более года. За это время юрист центра помогла ей оформить развод, получить пособие по уходу за ребенком, материальную выплату, устроиться на работу. Сейчас настало время решить главное: оставаться дальше в стране или возвращаться на родину. Но прежде от нее ждут признания родителям.

— Мы, как правило, стараемся собрать полную семейную историю женщины, оповестить всех родственников о ситуации, разыскать любых бабушек и дедушек, — говорит Вероника Сердюк. — Отношение к рожденному ребенку у родных может в корне отличаться от того, каким его представляет сама женщина. Наш опыт показывает: даже если первая реакция на новость бывает крайне негативной, то спустя некоторое время она может радикально измениться.

В похожей ситуации оказалась и другая иностранная студентка — Айгюль, которая родила на последнем курсе университета. Ее возлюбленный не мог на ней жениться: по традиции его страны его с детства обручили с другой. Айгюль хотела отказаться от ребенка в роддоме, но врачи убедили ее этого не делать. Волонтеры «Матулі» забрали молодую женщину вместе с новорожденным из больницы.

Предабортное консультирование помогает сохранить жизнь ребенка в каждом десятом случае.

— Мама была настоящая восточная красавица, а ее малыш — сказочный ангелочек! — вспоминает Вероника Владимировна. — Во время родов она потеряла много крови и настолько ослабела, что с трудом могла встать с кровати, мы ее откармливали, носили горячие бульоны. Юрист взяла на себя вопросы регистрации ребенка, оформила пособие, в вузе договорились о сдаче экзаменов.

Мать Айгюль, проплакав месяц, взялась подготовить к шокирующей новости отца. Тот поначалу осыпал дочь проклятиями, но спустя время сменил гнев на милость. Молодая мама благополучно сдала экзамены в вузе, получила диплом и уехала домой вместе с маленьким сыном.


Сирота: категория уязвимая

В приюте «Матулі» можно провести как одну ночь, так и несколько лет. Заключается договор, где прописаны условия проживания: запрещено употреблять спиртное, курить, нужно соблюдать чистоту, уживаться с другими постоялицами и четко следовать программе действий, которая составлена вместе с юристом. За семь лет существования приюта здесь получило поддержку более полусотни женщин от 16 до 45 лет. Регулярно попадают сюда бывшие воспитанники сиротских учреждений, и это, по мнению Вероники Сердюк, самая сложная категория. Им, не знавшим, что такое правильная модель семьи, недостаточно консультаций или разовой материальной помощи. Требуется долгая системная работа по изменению ментальности.

— У молодых женщин, которые не видели нормальных взаимоотношений родителей, нет представления о роли мужчины и женщины в семье и об ответственности. Зачастую девочки ждут принца на белом коне, который решит все проблемы, и не понимают, что в реальной взрослой жизни женщине нужно многое решать самостоятельно. Постинтернатное сопровождение, когда выпускницу-сироту курируют госучреждения или опекуны, заканчивается в 21 год, а о социальной зрелости многих, увы, говорить не приходится.

День матери для центра — большой праздник.

Нике после окончания учебного заведения государство выделило социальную квартиру. Ее мужчина попросил продать жилье, потому что ему нужны были деньги на бизнес, и девушка согласилась. А когда «принц» исчез вместе с деньгами, она оказалась на улице, к тому же в положении.

— Сейчас в законодательство внесли изменения, чтобы выделять арендное жилье, которое нельзя продать. И, на мой взгляд, это правильно, — считает руководитель «Матулі».

К счастью, большинство историй кризисной беременности в юном возрасте имеет позитивный финал. Особенно когда молодые мамы начинают думать не только о себе, но и помогать друг другу.

Некоторые благодарные мамы, получившие поддержку, остаются в центре в качестве волонтеров.

Три 16-летние девушки-сироты на последнем курсе училища почти одновременно забеременели, а их ухажеры умыли руки. Из общежития мамочкам пришлось выселиться. Из роддома попали в приют. И там они сдружились: кормили детей друг друга, присматривали за ними. А одна из них даже вышла замуж: однокурсник, который с первого курса был в нее влюблен, а девушка его не замечала, предложил юной маме руку, сердце и заботу о малыше.

Свет в конце туннеля

— Ситуации, которые всем нашим женщинам кажутся безысходными, на самом деле всегда имеют выход. Но сильные эмоции не позволяют видеть реальность, — говорит Вероника Сердюк. — Мы многих беременных стараемся отправить на образовательные курсы, они получают профессию, а после рождения малыша трудоустраиваются. Помогаем оформить пособие, уладить бракоразводный процесс. Одной молодой маме нам удалось найти бесплатного адвоката, который помог предотвратить изъятие у нее ребенка.

Сейчас в приюте находятся две женщины, одна из них с пятилетним малышом. Готовится к заселению третья.

В том, что даже в самых трагических обстоятельствах можно не терять надежду, волонтеров центра убедила история девушки, которая попала сюда после изнасилования. Администрация учебного заведения, где училась Наталья, не захотела предавать дело огласке, и девушке быстро оформили академический отпуск. Мать-выпивоха, которая жила в одном из райцентров, за нее заступиться не могла.

По законодательству, если беременность наступила в результате изнасилования, ее прерывание выполняют по социальным показаниям и на поздних сроках. Но девушка отказалась от аборта, решив, что кроха ни в чем не виноват. После рождения малыша она вернулась в родной город, чтобы ухаживать за больной матерью, которая умерла на ее руках. И в итоге осталась жить со своим ребенком. Сохранив свою беременность, она приобрела по-настоящему близкого и родного человека.


Комфорт или материнство?

В центре «Матуля» большой опыт предабортного консультирования. Каждую десятую психологам удается отговорить от прерывания беременности. Что толкает женщину на отчаянный шаг? Материальные трудности — последняя из причин, констатирует Вероника Сердюк:

— Сегодня функции обеспечения семьи взяло на себя государство. Молодая мама не останется без средств к существованию, с голоду точно не умрет, важно только разъяснить, куда и к кому обращаться. Среди тех, с кем беседуют наши психологи, есть женщины, для которых важнее достроить третий этаж загородного дома, а потому беременность некстати. Есть те, кто хочет повременить с рождением ребенка, чтобы получить более статусную должность. Но даже очень амбициозные и успешные леди порою делают выбор в пользу материнства.

В приюте есть склад детских вещей для разных возрастов.

Одна из женщин, которых приходилось консультировать, работала в престижной международной компании. Одним из условий трудоустройства было не беременеть в течение трех лет (этот пункт прописали в контракте). Будущая мама в душевных терзаниях пришла на консультирование. После беседы все же сохранила ребенка, заплатив работодателю крупный штраф за невыполнение условий контракта.

Некоторые благодарные за помощь мамы остаются в центре поддержки семьи и материнства в качестве волонтеров: прошедшим такой же путь, как правило, больше доверяют. Сейчас «Матуля» организует онлайн-курсы для специалистов по проведению предабортного консультирования. Когда-то центр стоял у истоков проведения бесед ради жизни, а сегодня опыт общественной организации закреплен на государственном уровне.

kozlovskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter