Из-за африканской чумы белорусское свиное стадо не досчиталось полутора миллионов голов

До поросячьего визга

Африканская чума свиней, бушевавшая в некоторых регионах страны в прошлом году, основательно проредила ряды наших хрюшек...
Африканская чума свиней, бушевавшая в некоторых регионах страны в прошлом году, основательно проредила ряды наших хрюшек. Ущерб уже подсчитан: белорусское свиное стадо недосчиталось более полутора миллионов голов, что в итоге неблагоприятно сказалось и на внутреннем рынке мясной продукции, и на одном из первостатейных направлений сельскохозяйственного экспорта. Сегодня, когда эпизоотическая ситуация приходит в норму, а срок карантина истек, ребром встал вопрос о скорейшем восстановлении свиноводства в стране. Чиновники озвучивают планы сделать это еще до конца нынешнего года, но профильные специалисты говорят, что это не так просто.


Урон от АЧС колоссален: по состоянию на 1 января прошлого года свиное стадо насчитывало 4,243 млн. голов, к 1 августа текущего — уже 2,593 млн. Это если говорить о хрюшках, содержавшихся на свинофермах. В прошлом году во время мероприятий по ликвидации заболевания еще около 10,5 тыс. голов свиней было изъято у населения.


По оценкам Минсельхозпрода, в 2013 году страна недополучила 15 тыс. тонн свинины. Проблема носит «долгоиграющий» характер: судя по статистике, поголовье продолжает сокращаться. В этом году еще на 700 тыс. голов. Хорошо, что растущий забой — это не следствие карантинных мероприятий, а попытки минимизировать нехватку мяса на прилавках. 


Свое внимание на восстановлении мясного рынка глава государства останавливал не раз. В начале месяца Президент в очередной раз потребовал от чиновников совершить рывок и постараться восстановить поголовье свиней уже в текущем году. В Минсельхозпроде его заверили: «Прирост будет достигнут». Сделать это планируется за счет ввода в эксплуатацию новых свинокомплексов. «Кадры просто впопыхах делают заявление, что поголовье будет восстановлено и мы нарастим реализацию свинины, или же под этим есть определенные расчеты?» — усомнился Александр Лукашенко. 


На минувшей неделе увидело свет постановление Совмина № 793 «О дополнительных мерах по развитию отрасли свиноводства». Документ определяет планы мероприятий по восстановлению поголовья свиней. Для каждого свинокомплекса и товарной фермы в Беларуси они должны быть разработаны и утверждены до 1 сентября. Понятно, что просто так взять и начать забрасывать материализовавшихся прямо из воздуха поросят в загоны невозможно, перед этим надо некоторое время посидеть с карандашом и калькулятором, продумать стратегию работы репродуктивных станций, просчитать перспективы закупки хрячков-производителей за рубежом для обновления поголовья. К сожалению, завезти животных можно только из ограниченного числа стран, например из Чехии или Дании, и, безусловно, при соблюдении всех санитарных и ветеринарных правил.


Чтобы выяснить возможности восстановления поголовья свиней, облисполкомы должны провести оценку состояния закрытых свиноводческих комплексов и товарных ферм. Для каждого региона есть свои минимальные показатели. Также оперативно должны быть определены источники финансирования работ по восстановлению популяции хрюшек. В постановлении № 793 четко прописано: к 1 января 2016 года поголовье свиней у нас в стране должно прирасти более чем на 3,3 млн. голов.


Проблему восстановления свиного поголовья решить можно, но не быстро. Ведь все зависит от того, какое количество свиноматок после вспышки АЧС было выведено из «оборота», считает заведующий кафедрой зоогигиены, экологии и микробиологии зооинженерного факультета Белорусской государственной сельхозакадемии Николай Садомов. «Свиноводство — отрасль «скороспелая». Мы студентам говорим, чтобы они легко запоминали: для рождения поросенка нужно всего лишь три месяца, три недели да три дня. То есть при определенной расторопности заполнить свинокомплексы молодняком до Нового года пусть и сложно, но можно. Но нужно понимать, что товарная свинина после этого у нас появится далеко не сразу. Многие почему-то считают, что к новогодним праздникам проблема уже будет полностью решена», — предупреждает специалист. 


Дальше завкафедрой вкратце обрисовывает моменты, связанные с временными ограничениями. Самый ранний отъем поросят от свиноматки производится через 26—30 дней после их рождения. Потом еще 25—30 дней поросят доращивают, они привыкают друг к другу. Затем нужно еще примерно 105 дней на откорм. В среднем на наших фермах поросята прибавляют граммов по 500—600 в сутки. Так что, как ни крути, получается, что товарный поросенок массой 110 килограммов растет до 180 дней. Похоже, на эти сроки и стоит рассчитывать при оптимистичном подходе к делу. 


При этом эксперт указывает на один немаловажный момент: эпизоотическая ситуация в стране пусть и приведена в норму, но у соседей очаги инфекции еще не «погашены». Это значит, что рецидив прошлогодних событий все еще вероятен. «Поголовье можно наращивать годами, а потом враз потерять все наработанное. От этого никто не застрахован», — разводит руками Николай Садомов.


Руслан Шейко, заместитель директора Научно-практического центра по животноводству, полагает, что полностью решить проблемы в свиноводстве можно будет за 8—9 месяцев: «Надо только побольше родившихся поросят оставлять на воспроизводство. До недавнего времени на отбраковку шло 70 %. Если повысить выборку хотя бы 50  на 50 %, то толк будет». 


Специалист уверен: организовывать революцию смысла нет. Достаточно строго придерживаться существующих регламентов. Оказывается, самая большая проблема отрасли в последние годы… хроническое недоедание поросят. «Животным нужно обеспечивать полноценное питание по ГОСТам. А их кормят в основном комбикормом, к тому же самым дешевым. Массу-то они, конечно, набирают, но при правильном подходе могли бы это делать намного быстрее», — дал расклад Руслан Шейко.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ


Недавно в Минсельхозпроде прошла коллегия, на которой присутствовали руководители большинства хозяйств, занятых в свиноводстве. Высокое собрание долго разбирало вопрос, как спасать отрасль, но рецепт в итоге был дан один: повышать качество питания поголовья. «А как это делать? Мы ведь все практически работаем на покупных кормах, — посетовал руководитель одного из СПК, присутствовавший на совещании. — В структуре свиноводства составляющая зерна — 70 %. Часть от этой доли хозяйства закрывают самостоятельно, но все остальное приходится приобретать через биржу. Белковое же сырье: шроты, рыбная мука, другие компоненты — и вовсе поставляется через коммерческие структуры. Очевидно же, что за последний год цены на тот же шрот не уменьшились». Впрочем, председатель СПК уверен: нынешний урожайный на зерновые и зернобобовые культуры год позволяет говорить о том, что проблема недокорма поросят отойдет на второй план.


Еще одна проблема — денежная. Создание дополнительных скотомест и их комплектование сложно осуществить без государственной финансовой поддержки. Но на хороший кусок «сала» рассчитывать не приходится. До конца нынешнего года на эти нужды из республиканского бюджета будет направлено до 200 млрд. рублей, что на самом деле очень немного. Дополнительно правительство предлагает банкирам подставить плечо помощи. В 2014—2015 годах те должны будут предоставить организациям АПК страны льготные кредиты «на восстановление функционирования закрытых свиноводческих объектов, проектирование и строительство быстровозводимых тентовых и иных помещений для содержания и откорма свиней, в том числе летних лагерей». Впрочем, дешевыми эти деньги тоже не назовешь — проценты составят половину ставки рефинансирования Нацбанка с маржой не более чем 3 %. Потери банкам компенсируют, но в сельхозорганизациях все равно сомневаются, что эти займы будут востребованы. Если несколько лет назад средняя рентабельность в свиноводстве составляла 15—17 %, то сейчас она не превышает и 5 %.


Прямая речь

Иван ШЕЙКО, академик, первый заместитель генерального директора РУП «Научно-практический центр НАН Беларуси по животноводству»:

— С проблемой такого сокращения поголовья свиней наша страна столкнулась впервые. Никогда раньше подобного печального опыта не было ни у нас, ни у ближайших соседей. Так что сегодня специалисты-практики и ученые, по сути, генерируют этот самый опыт, находят оптимальные пути выведения отрасли из кризиса. Но далеко не все сроки, которые прописаны в нормативных актах, выполнимы. Скажу так: то, что поголовье будет восстановлено, вне всяких сомнений. Но сейчас для этого нужны самые кардинальные меры. Прежде всего речь идет о восстановлении свинокомплексов. Можно нарастить поголовье хрюшек, но если их негде содержать, это не имеет никакого смысла. Говорить об этом можно только после реанимирования хозяйств. Когда будут созданы все условия, будут оптимальные корма для животных, тогда можно вести речь об увеличении поголовья на 30 %.

Александр БЕНЬКО


benko@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter