ДКС: между анархией и диктатурой

История домашних компьютерных сетей (ДКС) традиционна: сначала они маленькие, поэтому до них никому нет дела. Но по мере их роста растут и сопутствующие проблемы Начиналось все с нескольких компьютеров, которые пользователи объединили проводами. Потом сети начали расти, стали предоставлять доступ в Интернет, ими заинтересовался бизнес (интернет-провайдеры, продавцы сетевой компьютерной техники и так далее). Сегодня же крупнейшие минские сети объединяют уже до 1,5 тысячи компьютеров.

Причин популярности и развития ДКС не только в столице, но и в регионах несколько: быстрый и доступный интернет, возможность обмениваться файлами и получать доступ к информации, которая собрана на объединенных сетью компьютерах (рефераты, статьи, музыка, фильмы), играть в игры не с компьютером, а устраивать чемпионаты в формате дом на дом, улица на улицу. Еще одну любопытную причину популярности ДКС подсказал Владимир, администратор сети, которая насчитывает почти тысячу пользователей.
— Как ни странно, именно виртуальное общение способствует в сегодняшнем мире общению реальному. Сети знакомят людей, живущих в одном подъезде, в одном доме, в своем районе. Мы в этом году даже на субботник выходили. Кстати, в моей сети помимо популярного “сетевого пива” уже были две настоящие сетевые свадьбы. Поэтому нельзя не учитывать и эту социальную роль ДКС.
На каком-то этапе сети разрослись настолько, что привлекли внимание властей, причем небезосновательно. По действующему законодательству, в том числе по закону об электросвязи, принятому летом 2005 года, услуги  такой связи предоставляют юридические лица либо индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию (порядка 120 субъектов по всей стране). И сетевиков поставили перед фактом получения лицензии.
Одновременно припомнили и техническую проблему: ДКС часто монтировали с нарушением правил и без согласования с электриками, на контрафактном оборудовании, не согласовывая с инженерными службами размещение узлового оборудования и кабельных линий, что может вызвать неустойчивую работу телевизионных, охранных и других электронных систем, а прокладка по кабельной канализации может повредить или вызвать сбои при работе телефонной сети. И кому отвечать в случае чего? Некому.
С другой же стороны, лицензирование для небольших сетей из нескольких десятков компьютеров — очень сложная процедура: проект, выполненный организацией с соответствующей лицензией, госэкспертиза и согласование со всеми уполномоченными инженерными и коммунальными службами, разрешение на проведение работ по монтажу, опять же согласование мест размещения оборудования и плана проведения работ.
После сдачи в эксплуатацию организация (ИП или юридическое лицо) берет на свой баланс ДКС и получает лицензию Минсвязи на эксплуатацию сетей передачи данных.
Нельзя сказать, что у сетевиков отсутствует желание легализоваться.
— Пока работаем по-старому, но давно хочется обрести легальный статус, — рассказывает Владимир, — Прежде всего чтобы развиваться. Ну и не потерять сеть вообще.
Поэтому инициатива властей большинством участников считается правильной — сети уже давно вышли на тот уровень, когда от их работы зависят десятки тысяч пользователей, а так как энтузиасты-организаторы могут быть людьми не очень ответственными, то вместе с пользователями могут пострадать и соседи.
Как же сейчас живут ДКС? Расширяются через рекламу, объявления на двери подъезда и устные приглашения. Подключение к сети стоит 35—40 долларов.
— Я сам организовываю доступ в интернет, — говорит Владимир. — Это позволяет обеспечивать пользователям тарифы, которые ниже и удобнее предлагаемых крупными провайдерами. Кроме того, вместе с абонентской платой (1—2 доллара) это позволяет содержать полноценную службу технической поддержки, оперативно решать вопросы ремонта и модернизации сети.
Владимир признался, что у него фиксированной зарплаты нет. Как правило, администраторы получают исключительно процент с общего объема.
Министерство связи и информатизации ранее заявляло, что домашние сети уже построены и Министерство принимает эту реальность, а упорядочение не означает запрещение или закрытие. Но сети не имеют хозяина, с которым можно будет решать вопросы. Поэтому Минсвязи обещает эволюционный метод: старые сети будут постепенно исчезать или модернизироваться, а новые изначально создаваться в соответствии со всеми требованиями. Кстати, ведомство уже обращалось в Мингорисполком с  предложением, чтобы при строительстве зданий заранее закладывался волоконно-оптический кабель с металлическими жилами до дома, то есть чтобы создавались условия для будущих ДКС.

Все, что вы хотели бы знать об Интернете Пропускная способность внешнего шлюза доступа в Интернет за минувший год в Беларуси  увеличилась в 4 раза. “Белтелеком” построил более двух тысяч километров волоконно-оптических линий связи, из них около 900 — для соединения с агрогородками. В нынешнем году планируется проложить еще две тысячи километров.
Когда высокоскоростной доступ во всемирную сеть получат жители всех регионов Беларуси? Как быстрее и дешевле подключиться к Интернету? Какие дополнительные возможности получает интернет-пользователь?
Ответы на эти и другие вопросы развития Интернета в нашей стране дадут специалисты РУП “Белтелеком” во время “прямой линии”, которая пройдет в “Народной газете” в середине февраля. Следите за анонсами. Но уже сегодня вы можете задать свои вопросы, отправив письмо по почте на адрес редакции или позвонив по телефону в Минске: 287-16-87.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter