Дивный камень вилейского рая

По мнению специалистов и экспертов, сейчас наиболее бурно на планете развивается именно «зеленый», экологический, туризм. Наша Синеокая в этой области вроде бы и не лидер, но аутсайдером ее тоже не назовешь. Учимся, и процесс идет. А как же иначе — с таким-то природным богатством? В последнее время силами энтузиастов в регионах Беларуси создаются интересные маршруты.

Американский эксперт Чарльз Трейси неплохо вник в особенности экологического отдыха по-белорусски.

По мнению специалистов и экспертов, сейчас наиболее бурно на планете развивается именно «зеленый», экологический, туризм. Наша Синеокая в этой области вроде бы и не лидер, но аутсайдером ее тоже не назовешь. Учимся, и процесс идет. А как же иначе — с таким-то природным богатством? В последнее время силами энтузиастов в регионах Беларуси создаются интересные маршруты.

Одному из них, разработанному в Вилейке, и был посвящен семинар «Зеленые» маршруты: от идеи до реализации», организованный в рамках проекта ПРООН/ЕС «Устойчивое развитие на местном уровне». Любопытно: в нем принял участие известный эксперт в области «зеленого» туризма сотрудник службы нацпарков США г-н Чарльз Трэйси. Председатель правления БОО «Отдых в деревне» Валерия Клицунова рассказала «БН», какие мысли возникли у американского гостя на белорусской земле.

— Зачем нужны «зеленые» маршруты? Чарльз Трэйси, к слову, приехал из Бостона, что в штате Массачусетс. Это малая родина самой идеи «зеленых» маршрутов. Немаловажно, что международный эксперт уже, кроме Вилейщины, побывал в Мотоле Ивановского района. Так что с белорусскими «зелеными» новинками знаком и неплохо ориентируется в наших национальных особенностях экологического отдыха.

А что в США? Американский эксперт, что удивительно, и сам не знает, сколько всего в Америке... «зеленых» маршрутов. По его утверждению, только крупных общенациональных экологических троп насчитывается более 50, а количество местных маршрутов исчисляется тысячами. При их создании в США с предложениями выступают местные сообщества, а затем эти инициативы поддерживает служба нацпарков, оказывающая практическое содействие. Финансирование используется различное — и частные капиталы, и бюджеты территорий. Что интересно и поучительно для нас, созданные маршруты, как правило, с течением времени переходят на самоокупаемость.

— Валерия Анатольевна, а как они «рождаются» в США? Есть ли стандартная схема?

— В большинстве своем сначала поступает запрос от местного сообщества. Затем проводится оценка имеющихся ресурсов и создание визуальной карты-схемы. Позже начинается поиск всевозможных источников финансирования, спонсоров, устанавливается контакт с местными властями и туристическими компаниями. И начинается работа по маркировке маршрута и выработке маркетинговой, дизайн-стратегии. Чарльз Трэйси особо отметил, что основной блок информации о маршруте непременно «переносится» в Интернет, а на самой «тропе» останется минимальное количество указателей, схем. Но каждый маршрут не безлик! Эксперт полагает: основная задача — найти «стержень», на который дальше можно «нанизывать» «маршрутное» содержание. И лучше ориентироваться на туриста, который впервые в той или иной местности, ничего о ней не знает...

— Для реализации и продвижения идеи «зеленого» туризма в Америке все чаще привлекают молодежь, не так ли?

— Федеральная служба национальных парков, по словам г-на Трейси, — спонсор нескольких молодежных групп, или «зеленых» команд, которые занимаются реализацией природоохранных проектов по месту жительства. Ну а волонтерское движение... Один только факт. Самая длинная тропа, проходящая по горам Аппалачам, обслуживается 30 группами (6 тысяч (!) волонтеров). В маршрут «Долина реки Блэкстоун» входит большое количество памятников истории — старинных мельниц и даже бывших предприятий. Сами по себе они были бы интересны лишь для ограниченного круга людей. Тогда организаторы построили по маршруту следования велодорожку для взрослых и детей, а возле культурных объектов появились ярмарки, торговые точки, рестораны, мастерские ремесленников. И сегодня маршрут пользуется огромной популярностью.

— Валерия Анатольевна, наверное, г-ну Трэйси был интересен белорусский опыт? Чем удивили мы американского эксперта?

— На Вилейщине «зеленый» маршрут находится пока в стадии создания. Хотя в целом по Беларуси есть заинтересовавшие Трэйси наработки. В деревне Снежково на Вилейщине, куда туристы едут на велосипедах, недавно открылся необычный мемориал «Зніклым вёскам». Специально не стану расшифровывать, почему так называется, — пусть потенциальные туристы будут заинтригованы!

Надо сказать, что земля Вилейщины — настоящий рай для туристов, которые смогут во время путешествия получить самые разнообразные впечатления. Настоящей изюминкой маршрута явится посещение деревни Камено, где находится знаменитый памятник археологии «Воротишин крест» с надписями... XII века! «Подпитавшись» энергией от этого дивного камня, можно спуститься к живописному берегу реки Вилии, откуда более ста лет назад стартовала экспедиция графа Тышкевича.

По замыслу организаторов маршрута, его участники смогут пересесть на лодки или байдарки и продолжить свой путь по воде. Увлекательной тематической «петлей» станет посещение Забродья, где живет художник, можно сказать — деревенский «фанат», Борис Цитович. Все мы, в том числе и американский гость, были просто в восторге от общения с этой творческой личностью и от экскурсии по музейному комплексу, созданному художником. Чарльз Трэйси заметил: деревня Забродье с рукотворной усадьбой Цитовича сама по себе уже целый мини-маршрут! Вполне состоявшийся...

НА   СНИМКАХ:  художник   Борис ЦИТОВИЧ сделал небольшой маршрут «внутри» одной деревни на Вилейщине; интерьер часовни, которую можно посетить только в Забродье...

Фото Владимира СИЗА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter