Все это можно отправить почтой и проследить за перемещением своего груза в режиме реального времени

Диван, ковер и мешок картошки

КОГДА основная масса людей отдыхает после трудового дня, на участок по обмену и обработке почты районного узла почтовой связи РУП «Белпочта» начинают подтягиваться работники. Чтобы каждое утро газеты, письма и посылки приходили к адресатам вовремя, они сортируют корреспонденцию на протяжении всей ночи. Бесперебойную работу почтового конвейера в темное время суток здесь, как убедилась корреспондент «СГ», обеспечивают 14 человек. 


Как «разминка» перед основной работой — машина с почтой из Минска, которая приходит в 21.00. Вижу, как четыре человека занимают свои места у окошка приема, к которому с улицы вплотную подгоняют грузовик. Водители выгружают корреспонденцию на ленту транспортера. Первыми идут пачки с газетами и журналами. 

Неподалеку замечаю тележки, готовые принимать корреспонденцию, — после она отправится не только в Полоцк, Новополоцк и деревни района, но и другие уголки Витебщины: Ушачи, Россоны, Верхнедвинск, Миоры, Лепель, Чашники… Задача сортировщиков — быстро отправить пачку в соответствующую тележку. 

Жужжащая… посылка

Вслед за газетами по транспортеру двигаются мешки с письмами, со страховой почтой — это ценные письма и мелкие пакеты. Мешки экспресс-почты, посылки. 

Кристина Евдокимова и Кирилл Бралков прямо на ленте быстро сканируют каждый мешок. 

Кристина ЕВДОКИМОВА сканирует почтовые отправления

— Это для системы слежения за почтовыми отправлениями на сайте «Белпочты». Каждый может наблюдать в режиме реального времени, где его послание в данный момент. Это относится ко всей регистрируемой почте — то есть той, на которую выдают квитанцию: посылки, заказные письма, отправления экспресс, мелкие пакеты, ценные письма, — объясняет заместитель начальника участка по обмену и обработке почты Татьяна Плегуца. 

Работает все так: после того как клиент сдал свое отправление, на него приклеивают специальный штрих-код, по которому дальше можно за ним наблюдать с помощью системы слежения. Например, увидеть, когда посылка вышла, скажем, из Бреста и в какое время оказалась в Полоцке. Дальше почту отправляют по отделениям. Например, в Ушачи, и как только там ее снова отсканируют — адресату, который проследил ее по компьютеру, сразу становится понятно, что посылку можно получать. Даже если почтальон не успел еще принести уведомление. 

Марина КУКЛИЦКАЯ и Егор БУЛЛО на газетной сортировке

По ленте транспортера едут посылки: в больших и маленьких фирменных бело-синих ящиках «Белпочты». Есть отправления нестандартных размеров и форм, просто завернутые в бумагу или полиэтилен. Чего здесь только нет! Резиновый шланг, объемное одеяло, карниз и даже ковер. Да что ковер! Почтой передать можно даже шкаф или диван. Услуга называется «По пути». Но поскольку это не обычная посылка, ее не доставят ни до дома, ни до отделения связи — исключительно по маршруту следования машины, из цеха в цех. То есть, к примеру, из Полоцка в Верхнедвинский РУПС или в Миорский. Дальше клиент уже сам. 

Сортировщики должны быть предельно внимательны. Мало ли что может быть в коробке или письме! Что может привлечь внимание? Например, если в почтовом конверте сыпучее вещество. Провода в отправлении тоже должны насторожить. Или резкий, неприятный запах от посылки. Кроме того, существуют ограничения по весу и по размеру. За крупногабаритные грузы идет дополнительная оплата — 50 процентов. Так что мешок картошки до 50 килограммов можно оформить как груз и переслать по почте. 

Алла АНАНЧЕНКО: письма дойдут вовремя!

Бывают и совсем удивительные посылки. Например, обычная на вид прямоугольная коробочка, а изнутри доносится… жужжание. Пчелы! Это, кстати, разрешено. Главное, чтобы соблюдались все правила и требования транспортировки. Для пчел — специальная деревянная коробочка с ячейками, заполненными медом, — чтобы крылатым путешественницам было чем питаться. В общем, пчеловоды знают, как правильно упаковывать. Это обычная посылка, но с пометкой «осторожно» — передается из рук в руки. Единственное, что такое отправление никогда не оценивается. То есть почтовики не отвечают за сохранность самих пчел — мало ли что в дороге произойти может. Так что все на страх и риск отправителя и получателя. 

Все по полочкам!

И вот первая машина разгружена. Сортировщики еще раз сверяют всю поступившую корреспонденцию. Теперь за дело берутся работники, которые сортируют газеты, письменную корреспонденцию, ценные письма и мелкие пакеты. 

Мы на сортировке писем. Отправления, адресованные жителям Новополоцка, Полоцка и района, а также Ушачского и Россонского районов, сортируются прямо здесь, вплоть до почтового отделения. Для этого предназначены стеллажи со множеством ячеек. Каждая — для определенного отделения почтовой связи. Туда и раскладывается корреспонденция.

На сверке поступившей корреспонденции— Екатерина ВОЛКОВА.

Помимо этого, письма необходимо проштамповать. С основной массой конвертов справляются две машины: одна для обычных, тонких, другая — для толстых. Но в отличие от обычных писем, которые идут общим весом, заказные должны быть пересчитаны. Поэтому их штампуют вручную. В руках у Людмилы Лавдер конверты просто летают. Ей удается буквально за несколько секунд поставить штемпели на целую стопку писем. Никакая машина не угонится. «Годы тренировок!» — смеется она. Вручную штампуют и международные отправления. 

За стенкой по такому же принципу раскладывают по ячейкам ценные письма и мелкие пакеты. Дежурная по обмену и обработке почты Марина Куклицкая (а ночью дежурный заменяет собой все почтовое руководство) вываливает на огромный стол из большого мешка отправления, и так же, как и письма, раскладывает по отделениям связи. Только ячейки в шкафах здесь значительно больших размеров — чтобы пакеты поместились. 

Татьяна ПЛЕГУЦА демонстрирует работу пачкообвязывающей машины.

На газетной сортировке та же история: пачка газет вскрывается, пересчитывается. Сортировщики сверяются с контрольно-сортировочной таблицей: сколько каких газет и журналов необходимо направить в каждое почтовое отделение. Затем для каждого отделения при помощи пачкообвязывающей машины формируются пачки. За смену приходится расформировать 600 и сформировать от 800 до более тысячи пачек. 

По ходу дела подвозятся тележки с новыми и новыми отправлениями — машины из Витебска и Минска приходят строго по расписанию. 

Откуда только не приходят посылки в Беларусь!

В 4.00 разгружена последняя минская машина. Водители отправляются в комнату отдыха, которая расположена здесь же, на почте, чтобы в 8.05 снова загрузиться и отправиться через Глубокое в Минск. Но для сортировщиков наступает самое активное рабочее время. Шутка ли: за час всю полученную за ночь почту надо подготовить к отправке.

Уже в 5.00 первая машина должна выйти на маршрут, в Верхнедвинск и Миоры. Следующая — в Лепель и Чашники. Чуть позже, в 6.20 — 6.40, уходят машины на Ушачи и Россоны. В 7.00 — та, которая развозит почту по Полоцкому району. Вот такой ночной круговорот транспорта — всего 21 автомобиль за ночь. 

В руках у Людмилы ЛАВДЕР конверты просто летают

Ранним утром начинается обратный процесс: теперь машины не выгружают, а загружают корреспонденцию, чтобы развезти ее по отделениям связи в разных районах Витебской области. Развезут — и вернутся обратно с почтой. Так что днем приемка и сортировка не останавливаются, хотя основная нагрузка все же приходится на ночные часы. И все для того, чтобы каждый из нас утром мог получить любимую газету, долгожданное письмо или посылку с подарком от родных и близких. 

bolshakova@sb.by

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter