Премьерная «Белоснежка» в Белорусском государственном театре кукол опровергает многие стереотипы о детских спектаклях

Дитя барокко

“Зимним деньком, в то время как снег валил хлопьями, сидела одна королева и шила под окошечком, у которого рама была черного дерева. Шила она и на снег посматривала, и уколола себе иглой палец до крови. И подумала королева про себя: ах, если бы у меня родился ребеночек белый, как снег, румяный, как кровь, и чернявый, как черное дерево!..” Так начинается одна из самых популярных сказок Братьев Гримм “Белоснежка”. Новую жизнь этой классической истории о любви и зависти дали в Белорусском государственном театре кукол: здесь состоялась премьера спектакля “Белоснежка” в постановке главного режиссера Могилевского областного театра кукол Игоря Казакова.

Фото Станислава Вигдорчика

Все театралы знают: для детей надо играть так же, как для взрослых, только лучше. Потому что дети безошибочно чувствуют фальшь. Тем не менее бесталанных детских спектаклей на современной сцене, увы, предостаточно. В детском жанре есть свои шаблоны и штампы. Прорваться через них к театру универсальному, который был бы одинаково интересен и детям, и взрослым, — сложная, но выполнимая задача.

Солидные коллективы к постановке детских спектаклей в последние годы стали подходить основательно. Прорывом в этом жанре, наверное, можно считать постановку Андрея Могучего “Счастье” 2011 года в Александринском театре Санкт-Петербурга. Интерпретировав на свой лад сюжет “Синей птицы” Мориса Метерлинка, режиссер создал современную динамичную историю, за что и получил множество театральных наград. Парадоксальный и сюрреалистический мир захватывал с первых минут. Впечатление усиливали живой оркестр и музыка Александра Маноцкова, сильная актерская игра. Янина Лакоба, блестяще играющая Митиль, в этом году показала минчанам и другие грани своего дарования в гастрольном спектакле “Мой бедный Марат” питерского театра “Приют комедианта”. Этапным многие критики считают сказку “Конек-горбунок” в постановке Евгения Писарева в Московском художественном театре.

Нам, конечно, такой размах пока и не снился, однако мыслят наши режиссеры в верном направлении: детский спектакль невозможен в прежней эстетике. Современная ребятня дружит с гаджетами, в ладах с интернетом, не пропускает ни один голливудский анимационный фильм. Значит, спектакль должен быть захватывающим настолько, чтобы поглотить ее внимание, хотя бы на час с небольшим. Режиссер премьерной “Белоснежки”, лауреат Национальной театральной премии за постановку “Самый маленький самолет” Игорь Казаков известен тем, что мыслит оригинально, не боится рисковать. Шекспировская трагедия “Гамлет” у него превратилась в “трагифарш”, объездила огромное количество фестивалей. Самые ожесточенные споры вызвал спектакль “На дне” по пьесе Максима Горького.

Казаков целенаправленно выстраивает свой авторский театр с новым языком, который отвечает и нашему времени, и театральному контексту. “Белоснежку” режиссер поставил, используя прием “театр в театре”: повествование ведут сами гномы. Выстроен помост, под которым расположено подземелье. Затеяна интеллектуальная игра в средневековый барочный театр. Взрослый зритель, наверное, считает заложенную иронию. Маленький — восхитится неутомимой злодейкой Мачехой (Светлана Тимохина) или романтическими порывами Принца (Дмитрий Чуйков). В кульминационный момент Принц даже позволит себе спеть почти оперную арию о том, как ему дорога Белоснежка. Почему нет?

Художник Татьяна Нерсисян, лауреат и Национальной театральной премии, и российской “Золотая маска”, работает тут широкими готическими мазками. Глядя на сцену, можно вспомнить и готические страшилки Тима Бертона, и отточенные в каждом движении спектакли Роберта Уилсона. Подсвечники здесь почти в человеческий рост. Волшебное зеркало тоже огромно. В этом сказочном мире своя логика пропорций, свои правила. Дети принимают их безоговорочно.

В предложенном театре масок и архетипов ребенок безошибочно узнает, кто свой, а кто чужой. За кого нужно искренне болеть, а кого не следует одаривать сочувствием. Если и возникнет какая-то заминка — гномы ему быстренько растолкуют структуру театрального момента.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter