История о том, как в Падуе появилась мемориальная доска Франциску Скорине

Дипломатия слова


...Ярким событием стало открытие в октябре 1992 года мемориальной доски Ф. Скорине в итальянском городе Падуя, где выдающийся белорусский первопечатник, ученый и просветитель защитил в университете степень доктора медицины. По существу это событие вылилось в своеобразные Дни культуры Беларуси в Италии.


Для участия в этих мероприятиях в Италию выехала делегация из 30 человек, которую возглавлял министр иностранных дел Петр Кузьмич Кравченко. В ее состав вошли известные ученые — профессора А. Мальдис, О. Лойко, Г. Голенченко, В. Чемерицкий, скульптор В. Янушкевич, журналистка А. Тиханович, известный оперный певец М. Григорчик. Для проведения концертов взяли группу артистов и известный не только в Беларуси, но и во многих странах камерный оркестр Белорусской государственной филармонии “Классик-авангард”.

В Падую приехали Д.-Л. Бартинетто и один из заместителей министра иностранных дел Италии. Дело в том, что Де Микеле, тогдашний министр иностранных дел Италии, был выпускником Падуанского университета, а его ректор — профессор Басомпьянте — председателем Совета ректоров университетов Италии.

Но неожиданно пришлось столкнуться с проблемой, о чем рассказывает Валериан Янушкевич:

— Нас сустрэў віцэ-рэктар універсітэта і гаворыць: “Вы нам гэту дошку перадайце, і мы пакладзём яе ў бібліятэку”. Краўчанка абурыўся: “Як гэта так?” Тут італьянцы замітусіліся, вушы прыціснулі... Нейкая жанчына прыбегла, Мальдзiс пачаў тлумачыць, хто такi Скарына i чаму мы прыехалi. Потым нехта прыйшоў і запрасіў нас да рэктара. А ён быў такі чалавек, які абы-каго не прымае.

Італьянцы не збіраліся ўмуроўваць дошку. “У нас не ўмурована ніводнай дошкі, ідзіце і паглядзіце”. І сапраўды, там столькі вучылася людзей славутых! Напрыклад, мы бачылі гербы караля Польшчы Яна Сабескага, польскага паэта Яна Каханоўскага.

Рэктару Краўчанка сказаў:

— Я буду звяртацца да міністра замежных спраў.

— Вы можаце звяртацца хоць да прэзідэнта. Тут вырашаю толькі я, у нас тут дошак ніякіх няма, у нас і практыкі такой няма.

— Мы адсюль нікуды не паедзем, пакуль не ўмуруем дошку.

На гэтым размова скончылася. Але праз некаторы час, параіўшыся са сваімі супрацоўнікамі, рэктар сказаў Пятру Кузьмічу:

— Ідзіце выбірайце месца, якое вам спадабаецца.

Мы пайшлі з архітэктарам і выбралі вельмі добрае месца, на ўваходзе ва ўніверсітэт.

Памятник Франциску Скорине в Праге.
А вскоре состоялось и открытие мемориальной доски в честь Скорины.

— 20 октября в торжественной обстановке под звуки одного из музыкальных произведений М. Радзивилла, нежного и трогательного по тональности, я открываю мемориальную доску и возлагаю к ее подножию корзину гвоздик, — вспоминает Петр Кузьмич. — В карауле у нее тотчас застывают итальянские двухметровые гвардейцы в парадной форме. Минута молчания. Трудно передать сегодня те чувства и мысли, которые переполняли нас тогда. Думаю, что это был момент ликования. Доска была установлена в центральном и очень престижном месте: у парадного входа в университет. В него невозможно попасть, не обратив взора на бронзовый барельеф нашего знаменитого земляка. Надпись — на белорусском и итальянском языках. Затем мы все вместе торжественно поднимаемся по лестнице в главный парадный зал университета — “Алемания”, правее которого располагается кафедра Галилео Галилея с портретами наиболее знаменитых выпускников. Там на белорусском языке состоялось мое выступление.

Петр Кравченко рассказал о жизненном пути Скорины, о том, как он достойно выдержал экзамен в Падуанском университете и получил звание доктора медицины. В доказательство он зачитал документы того времени, где говорится, что Скорина “проявил себя настолько славно и достойно, что получил единодушное одобрение всех присутствующих ученых без исключения, и было признано, что он имеет достаточные знания в медицине”.

После этого состоялся праздничный концерт, который не мог не подкупить слушателей своим высочайшим исполнительским уровнем. Бурными и долгими аплодисментами итальянцев заканчивались все выступления камерного коллектива “Классик-авангард” и солиста ГАБТ М. Григорчика, который исполнил ариозо Ф. Скорины из одноименной оперы, а также фрагменты из опер наиболее любимого и почитаемого в Италии Джузеппе Верди.

— В холле, примыкавшем к залу “Алемания”, — продолжает Петр Кравченко, — мы развернули выставку графики и книжных изданий, медалей и монет, посвященных Скорине. Особое впечатление на наших любознательных гостей произвели энциклопедия “Францiшак Скарына i яго час” и то, что одна из государственных наград носит его имя. Логика их рассуждений была такова: раз на родине Ф. Скорины издается в его честь национальная энциклопедия, устанавливается государственная награда, создается национальная опера, значит, действительно эта личность незаурядна. Не случайно иногда его сравнивают по силе духа, стойкости и страсти, разноплановой деятельности с Леонардо да Винчи.

На следующий день в Венеции в старинном палаццо, напротив знаменитого Дворца дожей, состоялась научная конференция, посвященная жизни и деятельности Ф. Скорины, а также проблемам истории белорусско-итальянского культурного взаимодействия и сотрудничества. Она проводилась совместно с фондом графа Чиано и стала заметным событием в научной жизни двух стран.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter