Анна Грушевская, одна из самых рейтинговых белорусских девушек-геймеров
Уроки киберспорта – не такая уж и редкость. В некоторых шведских школах в расписании есть Minecraft – считается, что эта игра отлично развивает навыки архитектурного планирования. А пару лет назад в южнокорейском университете Чан-Ан ввели отдельную специальность – «электронный спорт». Два года назад первая киберспортивная школа заработала и в Минске. За 150 рублей в месяц обычных игроков в «доту», «танки», и «контру» обещали превратить в профессиональных геймеров. Но что-то пошло не так: уже спустя полгода на сайте по продаже готового бизнеса появилось предложение купить эту самую школу вместе с мебелью, компьютерами и прочим имуществом.
У витебской кибершколы Сyberway School, открытие которой анонсировалось «ВКонтакте», другая судьба. Она так и не заработала, забуксовав еще на стадии проекта, вводит в курс дела ее несостоявшийся директор Тимофей:
– Дело в том, что любая кибершкола – проект дорогой. Один геймерский комп стоит около 2500-2800 рублей, а их нужно минимум десять. Немногие могут потянуть подобные расходы. Хотя такие школы нужны, и спрос на них есть: нам до сих пор прилетают в соцсети сообщения с вопросами, где мы находимся и сколько стоят занятия. Учиться играть под присмотром преподавателя – продуктивнее и быстрее. Новичку не придется набивать шишки, долго и мучительно проходя одно и то же место, – преподаватель подскажет, как действовать. Кроме того, мало кто умеет оценивать себя объективно, тогда как тренеру со стороны отлично видны и плюсы, и минусы вашего стиля игры. Геймеру становится понятнее, над чем трудиться и что необходимо скорректировать.
Частных школ, где готовят геймеров, у нас пока нет, зато есть кружки. Так, в Волковысском районном центре технического творчества детей и молодежи уже второй год существует объединение по интересам «Киберспорт»: выпускник физического факультета БГУ Максим Скороденок обучает ребят (с 14 лет ) работать в команде, грамотно распределять функции между игроками. Есть подобный кружок и в Лидском районном центре технического творчества. Руководитель объединения по интересам «Компьютерный спорт» Михаил Грабовский выбрал в качестве специализации игру в «танчики»:
– Для ребят – а у нас занимаются парни от 11 лет и старше – это не только шанс «прокачать» реакцию и научиться мыслить стратегически, но и возможность больше узнать о военной технике.
Один из самых массовых и современных кружков планируется открыть в Республиканском центре инновационного и технического творчества. Правда, скоро ли это произойдет и как будут проходить занятия, пока неизвестно – проект находится в стадии обсуждения.
Анне Грушевской, одной из самых рейтинговых белорусских девушек-геймеров, эта идея нравится:
– Я бы и сама с удовольствием поучилась в таком кружке, если бы преподавателями были геймеры-практики, которые многого добились. Но нужно понимать, что никакая школа, даже самая лучшая, не может гарантировать игроку высокого места в рейтинге. Ведь, чтобы стать чемпионом, нужны не только знания и практика, но и определенный набор личных качеств: коммуникабельность, быстрая реакция, целеустремленность, стрессоустойчивость.
ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ
Виктор Жак, экспедитор, Минск:
– Когда-то у нас на работе проводили турнир по Counter-Strike, и моей команде удалось победить. Окрыленные успехом, мы заявились на один из городских турниров, на котором внезапно осознали, что наш уровень далеко не такой высокий, как казалось. Стало понятно: чтобы достигнуть результатов, нужно сидеть за компьютером часами, разрабатывать стратегии, сыгрываться – я оказался не готов тратить на это все свободное время.
Спорт ли это? Безусловно! По себе помню, как после игровой сессии чувствовал себя выжатым как лимон, словно провел полдня в тренажерном зале. Киберспорт – это интересно и азартно. Но нужно понимать, что профессиональными спортсменами становятся единицы, а у остальных часы, проведенные за монитором, превращаются в месяцы, а то и годы даром потраченного времени. Готовы ли вы к таким жертвам? Каждый выбирает сам.
krupenk@sb.by