Наш корреспондент дежурила на инфолинии Красного Креста для пожилых людей

«Девушка, солнышко, правда ведь, все будет хорошо!»

Минск. Девять утра. Волонтеры Настя Дашкевич и Сергей Мурашка допивают кофе и готовятся принимать звонки, пик которых приходится на первую половину дня. Сергей надевает телефонную гарнитуру, Настя просматривает список горячих телефонов ТЦСОН страны. Нередко встревоженные новостями о COVID-19 старики звонят от одиночества, чтобы выговориться и услышать ободряющее: «Все будет хорошо!»

Первый звонок от 60-летней Елены Алексеевны: решила пересидеть коронавирус в деревне под Могилевом, но вот беда — заканчивается лекарство, которое принимает, и нужно ехать к врачу за рецептом. А ей боязно.

Сергей внимательно выслушал, уточнил, в каком районе города живет Елена Алексеевна.

— У вас есть под рукой ручка и бумага? Я продиктую номер горячей линии территориального центра Ленинского района Могилева. Объясните свое положение социальной службе, там обязательно помогут. Как вам такая идея?
— Сергей мягко и тактично ведет беседу и слышит в ответ искреннюю благодарность.

К слову, история Сергея Мурашки заслуживает уважения. Это тот случай, когда человек бросился в бой с коронавирусом вопреки личной выгоде. Еще недели две назад доставлял еду по адресам. Когда в кафе дела пошли неважно, директор отправила работника в отпуск за свой счет. Сейчас в Минске курьеры мегавостребованы, в любой компании его бы с руками-ногами забрали. Да и почему не заработать? Вместо этого парень записывается в волонтеры Красного Креста. Дежурит на линии, в свободное время, как и многие его коллеги, забирает пачки выписанных рецептов в поликлинике и развозит по адресам. Конечно, даром.

Следующий звонок из Витебска. Настя Дашкевич понимает, что конкретная просьба не прозвучала, нужна психологическая помощь.

— До коронавируса я вела активный образ жизни. Редко сижу дома, машину вожу, сама на дачу езжу. Но теперь дети не позволяют выходить из квартиры. Понимаю их волнение — мне 60 с лишним. Но так сложно находиться в самоизоляции, дети живут далеко. Подскажите, чему верить, как вести себя? Неужели даже в магазин нельзя? — вопрошают на том конце провода.

Настя ищет подходящие слова. Успокоила, посоветовала разумно ограничить контакты:

— По музеям, театрам, торговым центрам сейчас не стоит ходить. В магазин за продуктами? Почему бы и нет, если находиться взаперти уже невыносимо. Только подберите время, когда там будет поменьше людей, наденьте маску и перчатки, возьмите с собой антисептик для рук.


У Насти получается ладить с пожилыми. Девушка открывает секрет:

— Говорить нужно спокойно, внятно, не спеша, иногда повторить информацию. Мы понимаем, что звонят люди в возрасте. Они могут плохо слышать, многие охвачены паникой. Кстати, большинство звонков из глубинки, где люди, особенно пожилые, не настолько продвинуты, как в столице. Из средств доступа к информации — телевизор, радио.

Девушка смотрит по журналу гео­графию обратившихся: Мозырь, Бобруйск, деревня Бобовичи Полоцкого района, Щучинский, Барановичский районы, Дзержинск. Только за вчера 30 с лишним звонков, всего за 11 дней работы инфолинии — 300.

— На прошлой неделе был мой первый принятый звонок. Переживала: а вдруг не смогу помочь? А женщина из Гомеля мне ласково так: «Девушка, солнышко, правда ведь, все будет хорошо! Я чувствую, это ненадолго, все скоро наладится… Мне очень нужно, чтобы кто-то ободрил». Понимаю, что она волнуется не меньше моего. Мы с ней поговорили хорошо, и, когда прощались, слышу воодушевление в голосе. Значит, помогла, — вспоминает волонтер.

Девушка носит красную жилетку уже три года. Проводит тренинги: как оказывать первую медицинскую помощь до приезда «скорой». Гордится, что недавно ее включили в отряд быстрого реагирования Красного Креста — известен по добрым делам во время «Хавьера».

Было еще пару звонков. Инвалид II группы из Клецка интересовался, где в его райцентре можно купить маски, — боится заразить друзей. Звонила бабушка из Минска: сложно одной в самоизоляции, как долго это продлится? Волонтер Сергей ее расположил, и та попросила: «Зовите меня просто бабушка Лида». Что еще просят? Помочь в доставке продуктов, рецептов, лекарств домой или перенаправить в другие службы.

СПРАВКА 

Многоканальную телефонную линию 201 для одиноких пожилых людей в период эпидемии коронавируса Красный Крест запустил 30 марта. На нее можно позвонить бесплатно с мобильного. Работает по будням с 9 до 18 часов. 122 — единый номер для стационарных телефонов.

ostapchuk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter