Держи карман уже

Одна японская мудрость предупреждает: следует больше опасаться последствий доверчивости...

Одна японская мудрость предупреждает: следует больше опасаться последствий доверчивости, нежели последствий недоверия. Так уж водится, что самые хитроумные обманщики, подобно ядовитому цветку, завлекают жертву своей показной открытостью и демонстративным рвением выполнить все оговоренные обязанности. А что в итоге? «С помощью вашей газеты хотела бы на всю страну объявить имя одного мошенника, дабы другие не попали на его удочку». Так начинается письмо, которое написала в «СБ» Вероника Петренко из Слуцка. В прошлом году она окончила БГПУ им. М.Танка. Будучи пятикурсниками, студенты по традиции решили заказать выпускные альбомы. Просмотрели предложения в социальных сетях — и выбор пал на могилевского ипэшника Виталия К., который на то время работал в Минске. Встретились, обсудили условия, заключили договор. На курсе было человек 100, каждый заплатил по 45 долларов. И вот уже ровно год, как ждут у моря погоды.


Как говорится, неприятностей ничего не предвещало. Все фотосессии предприниматель честно отработал, и никаких сомнений у заказчиков не закрадывалось. Еще до конца учебного года вручил индивидуальные фотографии, осталось только дождаться красочных альбомов, с которыми, предупредил К., придется повременить. Договорились на сентябрь. Но в срок фотограф не позвонил, и ребята сами набрали его номер. На все вопросы услышали лишь невразумительные отговорки: мол, нужно еще немного подождать... А потом сколько ни пытались связаться с К., общались лишь с автоответчиком сотового оператора: «Абонент, которому вы звоните, временно заблокирован». Как не бывало и всех страничек в социальных сетях.


Теперь ходят слухи, что фотограф взял путевку в Турцию, вот только с отдыха так и не вернулся. Правда ли? Пострадавшие обратились в суд...


Невольно напрашивается параллель с более свежей нашумевшей историей: в начале лета другой ипэшник Б. сорвал праздник учащимся лицея БНТУ и еще 6 престижных минских школ («СБ» писала об этом в статье «Выпускникам испортили вечер» в номере за 15 июня). Напомню, вместо запланированного банкета выпускников и их родителей ожидали пластиковые тарелки и вилки, бумажные стаканчики, наспех нарезанные бутерброды да пару бутылок минералки... Организатор же с 9 тысячами долларов как в воду канул. Ни денег, ни дисков с фотографиями теперь уже студенты–первокурсники не видели до сих пор. Тем временем список его кинутых клиентов разрастается как снежный ком. В социальных сетях то и дело появляются новые сообщения. Вот Михаил К. пишет: «Недавно натолкнулся на ваш материал. Скажите, а это случайно не Игорь Б.? Уж больно похожи шаги мошенничества...» Интересуется и другой пользователь Алексей С., сотрудник агентства по организации праздников: «Господин Б. в свое время кинул очень много фирм, меня и моих товарищей в том числе... А его хоть поймали?» Похоже, вздыхают родители обманутых выпускников, уже и не ищут. Концы этой истории корреспонденту «СБ» не удалось разыскать ни в МВД, ни в Следственном комитете, куда, как оказалось, дело не поступало. Кстати, еще одно совпадение: говорят, и «мнимый больной» отправился подлечить нервишки в заморские страны...


Увы, создается впечатление, что наживаться на выпускниках стало чем–то вроде феномена. Этим летом в Астане выпускники одной из средних школ оказались в ситуации, до боли напоминающей минскую: нечистый на руку организатор праздников скрылся с более чем 13 тысячами долларов, которые родители выпускников собрали на банкет. Правда, личность хитреца быстро установили (получилось, как у Сервантеса: «Бывает, собираешься остричь овцу, ан смотришь — самого остригли»). Скандал с выпускными разразился и в Санкт–Петербурге, здесь сразу несколько мошенников в открытую зарабатывали на продаже пригласительных на главный праздник вчерашних школьников «Алые паруса», хотя это своего рода контрамарки, которые распространяются бесплатно по учебным заведениям. И ведь нашлось немало клиентов! Вообще, выпускники — видимо, лакомый кусочек для таких вот махинаторов: деньги платят вперед, причем оптом. И, похоже, из всего этого ребята и их щедрые родители на будущее должны вынести один урок: не покупаться на пустые обещания.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter