В Каменецком районе сельчане высказались против расширения границ своего населенного пункта

Деревня не хочет в рамки

Деревня Мурины закрепилась на живописной реке Лесной в Каменецком районе на двух берегах. Вверху по течению — Мурины Большие, внизу — Мурины Малые, которые в минувшем году дважды давали журналистам повод заглянуть в их жизнь. Летом деревня лишилась храма из Государственного списка историко–культурных ценностей — разобрали. А в декабре жители на сельском сходе единогласно высказались против расширения границ населенного пункта. Подобное за годы создания в стране реестра административно–территориальных единиц случилось впервые.

Николай Лыскович.

Свою родословную Мурины ведут с XIII века. Считается, что волынский князь Владимир Василькович земли эти принес в дар «муринам» — строителям–каменщикам, которые «муровали» столп Каменецкий и церковь Благовещения Святой Богородицы в Каменце.

Неудивительно, что главная сельская фамилия — Мурин. Правда, Муринов в Муринах Малых осталось немного. Всех жителей — 18 человек. Обычно деревни с таким населением как только ни называют — и неперспективными, и умирающими, и забытыми...

Но это не про Мурины.

Стучусь в дверь дома Александры Мурин. Дверь открывает невестка.

— Да, я против того, чтобы границы деревни расширялись, — с ходу отвечает Александра Степановна, узнав, с каким вопросом я приехала.

Ну как так? Оживут Мурины людским многоголосьем, глядишь, магазин построят, газ проведут, водопровод...

Но Александра Мурин новый уклад жизни видит по–другому:

— Нас печи устраивают. А вода в каждый дом поступает из собственных скважин. Границы деревни хотят расширить для того, чтобы продавать участки толстосумам. Значит, снесут нашу горку, вырубят лес... Вы же видели, как у нас красиво?

Соседи пенсионерки — Нина Лыскович с сыном Николаем тоже против изменения границ населенного пункта.

Нина Лыскович показывает мне свои владения:

— Здесь родилась, здесь выросла и 85 лет прожила. Вокруг — красиво. Свободно. К нам даже дикие звери в деревню приходят. А если наставят новых домов, будет много машин, тесно жить.

Николай Лыскович.

Николай Лыскович ведет к реке. На причале — его лодка.

— Уже было у одного управленца желание построить тут гребной канал. Закончилось тем, что снял плодородный почвенный слой — и все.

Мурины Малые лишились спокойной жизни после того, как в местной районной газете было опубликовано извещение о проведении собрания по изучению общественного мнения насчет изменения границы деревни за счет присоединения 4,26 гектара земель ОАО «Видомлянское».

Николай Лыскович рассказал, почему люди против новых «муринов»:

— Эти гектары расположены не за деревней. Это — поляна посреди села, она числится на балансе местного хозяйства. Земля здесь плохая — песок. И здесь никто испокон веков не сеял и не строился, потому что из уст в уста передавалось, что на поляне в далекие времена было кладбище.

В Видомлянском сельсовете 25 деревень, и только в нескольких участки под строительство не выделяются, а продаются на аукционах. Мурины в их числе.

Председатель Видомлянского сельсовета Марина Королюк приехала на сельский сход и получила отлуп:

— Пришло время упорядочить границы населенных пунктов. Рядовое явление. В других деревнях проблем не было. Здесь же все единогласно высказались против. Ни у кого из сельчан даже сомнений не было. Жители сказали «нет», сельсовет после этого не мог сказать: «Нет, будет, как мы задумали». Мнение учтено, бумага об отклонении вопроса с повестки дня направлена председателю райсовета.

Жители получили ответ: расширения не будет. И тут... «Районка» опять публикует объявление о предстоящем изучении общественного мнения насчет изменения границ! Люди заволновались.

Марина Королюк заверила меня, что газета повторила объявление по ошибке. Мол, будет опровержение. Но сельчане встревожены. Не сомневаются, что за них уже все решено...

Мурины Малые — та деревня, где хочется жить. Лес, речка, церковь. До райцентра Каменец, как и до санатория «Белая вежа», три километра. Брест в 35 километрах. Национальный парк «Беловежская пуща» — по прямой. Удобный выезд на три республиканские автодороги, одна из которых ведет к международному погранпереходу.

Получится ли у сельчан долго продержаться в «своих границах» в таком привлекательном уголке?..

Кстати

Летом в деревне Мурины Малые был разобран Свято–Николаевский православный храм, построенный в 1760 году на окраине. Храм являлся историко–культурной ценностью второй категории. В 1962 году церковь закрыли, от сноса храм спасли местные жители, приспособив его под хранилище для льна. В 1995–м богослужения в старой церкви возобновились. По мнению специалистов, за годы простоя церковь сильно пострадала: лишилась купола, через дыру в потолке святыню заливало дождем, под обшивкой жили летучие мыши. Уже заложен фундамент — на месте старой церкви будет построена новая.


Крест на месте старой церкви.


В тему

Марина Литреева, начальник отдела геоинформационных систем Национального кадастрового агентства Государственного комитета по имуществу:

— Решение о создании реестра административно–территориальных единиц было принято еще в 1998 году. Сегодня 95 процентов населенных пунктов Беларуси имеют зарегистрированные де–юре границы. Главным образом за последние пять лет границы наших городов и деревень были юридически оформлены и зарегистрированы в установленном порядке. В Брестской области работа по регистрации сельских населенных пунктов завершена в Березовском, Брестском, Ганцевичском, Дрогичинском, Ивацевичском, Кобринском и Ляховичском районах. В остальных районах работа продолжается.

Если границы населенных пунктов четко не установлены и не зарегистрированы, возможны серьезные последствия: недобор налогов и сборов, нарушение избирательных прав, нарушение прав граждан в части предоставления земельных участков, неправильная оценка недвижимости.

valentinak3@mail.ru

Фото автора.

Советская Белоруссия № 9 (24891). Вторник, 19 января 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter