Завтра актриса Людмила Максакова отметит 80-летие

Дама с характером

Минчане рукоплескали Людмиле Максаковой во время показов «Дяди Вани» и «Вишневого сада»

Царица вахтанговской сцены Людмила Максакова сидела на стуле в нескольких метрах и, казалось, гипнотизировала нас. Взгляд актрисы излучал ледяное равнодушие и в то же время испепелял. Долгие паузы ее героини казались нескончаемыми. Музыка композитора Фаустаса Латенаса придавала всему происходящему ирреальный оттенок. Она жила в каком-то своем, только ей видимом коконе и абстрактном рисунке образа. Но было непонятно — то ли по роли ей положено так смотреть на зрительный зал, то ли действительно он вызывает у нее приступ мизантропии. 


Хотелось уползти, исчезнуть, раствориться под этим взглядом, стирающим тебя с лица земли…

Роль Максаковой в программке спектакля Римаса Туминаса «Минетти» так и была обозначена — Дама. Но вряд ли про нее можно было сказать: «Дама, приятная во всех отношениях». Камерное пространство малой сцены создавало дополнительное напряжение. Зрительный контакт с одной из величайших актрис нашей с вами современности был неизбежен. Показ совпал с шумихой вокруг дочери Марии, и когда ее Даме по задумке драматурга Томаса Бернхарда было положено прокричать что-то о толпе, жаждущей крови и общественного порицания, получилось нервно и убедительно, как будто в программе «Наедине со всеми» Юлии Меньшовой (кто не помнит тот славный эфир). Когда спектакль закончился, известная медийная чета Стриженовых ринулась к ней с цветами. Я же остался холоден: не такой представлял нашу встречу.

В нынешних спектаклях Максакова предстает гранд-дамой — величественной и недоступной, символом вахтанговской сцены. Хоть и сказано: «Не сотвори себе кумира», поклонники Максаковой сотворили. И белорусские зрители тоже принимали в этом непосредственное участие. Как рукоплескал ей зал Белорусского государственного академического музыкального театра, когда там проходил гастрольный показ «Дяди Вани»! Как все в зале были воодушевлены. Мария Войницкая в исполнении Максаковой была преисполнена гордыни и высокомерия. Это особое состояние духа, взгляд свысока были сыграны безукоризненно. Аплодировали ей и другим звездным коллегами — Сергею Маковецкому, Владимиру Симонову, Владимиру Вдовиченкову… Актеры по-новому открывали для нас Чехова — через гротеск, через мрачную атмосферу литовской режиссуры, через парадокс и эксцентрику. На наших глазах «Дядя Ваня» становился черной комедией. Спектакль уже покорил все континенты, хотя по отношению к «загадочной русской душе» там сохранена скорее ироничная, нежели почтительная интонация.

А еще раньше Минск аплодировал почти шестичасовому «Вишневому саду» Эймунтаса Някрошюса, который показывали во Дворце Республики. Сборный актерский ансамбль там тоже был будь здоров: Евгений Миронов, Алексей Петренко, Инга Оболдина, Ирина Апексимова, Владимир Ильин… Максакова блистала в роли Раневской. Мрачный и неторопливый спектакль не все зрители выдержали до конца. Он был намеренно безнадежным и беспросветным по настроению. Создавалось впечатление, что ты присутствуешь при каком-то театральном эксперименте: отторгнет ли русская психологическая школа сумрачную литовскую режиссуру? Было видно, что актеры скованны, зажаты, не могут проявить всю свою богатую эмоциональную амплитуду… В финале все они надевали заячьи ушки и дрожа всматривались в зрительный зал под грохот выстрелов.

Любой психолог скажет, что все наши комплексы и «тараканы» родом из детства. Как и демонстративная манера поведения может свидетельствовать только об одном — о недостатке любви в детском возрасте. Максакова родилась в семье баритона Большого театра Александра Волкова и оперной певицы, солистки Большого театра, лауреата трех Сталинских премий, народной артистки СССР Марии Петровны Максаковой. Звучит красиво, но все гораздо сложнее, чем написано. Спустя два года после рождения дочери Волков эмигрировал в США, где открыл школу драматического и оперного искусства. Отчество дочери Людмиле дал друг матери Василий Новиков. «К сожалению, наш дом был очень дамский, — вспоминала актриса в одном из интервью, — настоящий женский монастырь. Мужчин в нем почти не было». По словам артистки, она росла с мамой, бабушкой и няней. Поговаривали, что Сталин был неравнодушен к Марии Максаковой и что Людмила — его дочь. С матерью тема отца не обсуждалась в принципе. Имя его тщательно скрывалось, и лишь много лет спустя Людмила узнала, что это был баритон Большого Александр Волков, отказавшийся, впрочем, признать отцовство. Мать устроила для дочери настоящую домашнюю тюрьму — не разрешала приводить домой подруг. Она не хотела для нее судьбы родственницы перебежчика и «предателя Родины». Людмилу отправили учиться в Центральную музыкальную школу на виолончель, которую она ненавидит до сих пор. Готовилась поступать на филфак МГУ, но вдруг увидела по телевизору передачу о Щукинском училище. В ней даже мелькнул Василий Лановой, с которым буквально через несколько лет ей доведется играть на одной сцене.

Первым мужем стал художник Феликс-Лев Збарский, вторым — немец, физик по образованию Петер Андреас Игенбергс. В январе 2018 года второй муж Людмилы Василь­евны скончался. Ему было 80 лет. Петер Игенбергс перенес инсульт и был парализован. За ним ухаживала не сама актриса, а помощник ее супруга. По слухам, Максакова отказалась ему помогать. Похороны прошли в Мюнхене, звезда на них не присутствовала.

С 1961 года актриса служит в Вахтанговском театре. Много ярких ролей было создано в содружестве с режиссером Романом Виктюком. Особая творческая нить связывала артистку с режиссером Петром Фоменко. Одна из самых блестящих театральных ролей — Графиня в «Пиковой даме». Мистическая и трагическая роль, созданная где-то на грани вдохновения, интуиции и подсознания… Кроме театральной сцены, она снялась у Петра Фоменко в картине «Поездки на старом автомобиле» по сценарию Эмиля Брагинского. На редкость удачным сложился ее роман с кино, хотя ролей могло бы быть и больше. Но такие картины, как «Неподсуден», «Плохой хороший человек», «Осень», «Летучая мышь», «По главной улице с оркестром», «Десять негритят», зрители пересматривают с удовольствием и сегодня. Какой разной она может быть на экране — возвышенной и надломленной, приземленной и эксцентричной. Интересной получилась барыня в яркой и претенциозной ленте Юрия Грымова «Му-му». Режиссер предлагал свою рискованную трактовку отношений барыни и Герасима, и не каждая актриса согласилась бы на подобную концепцию. Украсила собой Максакова и такие разные картины, как костюмная экранизация Сергея Соловьева «Анна Каренина» и фантастический боевик «Притяжение» Федора Бондарчука.

Людмила Васильевна с гордо поднятой головой продолжает нести вахтанговскую традицию, играет Иокасту в трагедии Софокла «Царь Эдип» в постановке Туминаса, участвует в нашумевшем «Евгении Онегине». Поразительно, но в трудовой книжке Людмилы Максаковой единственная запись — Московский академический театр имени Вахтангова. Этой труппе она верна уже более полувека. И зритель по-прежнему ходит в театр «на Максакову», пытаясь разгадать секреты ее дара.

ЦИТАТА 

«Считаю, что актер должен отмечать юбилеи на сцене… Конечно, я не афиширую, сколько мне лет, но и скрывать их количество при наличии интернета бессмысленно». 

КСТАТИ

Актриса Людмила Максакова — лауреат Государственной премии России, обладатель премии Станиславского и «Хрустальной Турандот». Имеет Благодарность президента Российской Федерации и орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter