Чужим умом олигархом не станешь

Совет по развитию предпринимательства провел выездное заседание

Для успешного развития бизнеса стране необходимо разрабатывать собственные технологии

Современный глобальный бизнес живет по жестоким дарвиновским законам, которые исключают меценатство в любых его проявлениях: только деньги и ничего личного. Собственно говоря, проблемы выживания отечественного бизнеса на фоне интеграции и вхождения республики в международные «экономические воды» на заседаниях Совета по развитию предпринимательства при Президенте обсуждаются постоянно. Проблем скопилось немало. Но «авторство» только части из них принадлежит административному аппарату. Конкурентоспособность отечественных частных предприятий зачастую зависит от активности самих предпринимателей. Государство может только создать более-менее приемлемый внешний фон для развития, а решать объективные или частные проблемы бизнесмены должны быть готовы сами. Надо признать, что некоторые успешно справляются со всеми сложностями и смогли достигнуть фактически европейских результатов. Поэтому очередное заседание совета решили сделать выездным, с посещением СЗАО «Серволюкс» в Могилеве. Чтобы анализировать не только проблемы, но и успехи.

Цена на газ привесам не помеха

Недавно во время частной беседы исполнительный директор «Magna Carta College Oxford» Вадим Титов заметил: при нынешних спекулятивных всплесках, обвалах и взлетах необходимо выстраивать такую архитектуру бизнеса, чтобы его конкурентоспособность не зависела от «непредсказуемых» факторов. Тезис простой и понятный, но на практике он превращается в задачу со многими неизвестными. Над ее решением бьются с переменным успехом многие теоретики и практики бизнеса. И далеко не всегда правильные ответы находятся именно на Западе. Правда, на их поиск у белорусских бизнесменов уходит не один год кропотливой работы и накапливания теоретического и имперического опыта.

Генеральный директор СЗАО «Серволюкс» Евгений Баскин (на снимке) начинал бизнес-карьеру с поставки европейского оборудования и кормовых компонентов для животноводства. По мере накопления знаний и получения доступа к технологиям компания организовала свою производственную деятельность. Так, в 2004 году началось строительство фабрики по содержанию родительского стада, а с 2005 года ведется коренная реконструкция могилевской бройлерной птицефабрики. Изначально ее мощность составляла около 6 тысяч тонн мяса птицы в год, после проведения комплексной модернизации, строительства новой площадки по выращиванию бройлеров и ряда новых производственных объектов предприятие выпустит в этом году 50,5 тысячи тонн мяса птицы. На сегодняшний день группа компаний «Серволюкс» представляет собой вертикально-интегрированный аграрный комплекс, контролирующий всю производственную, логистическую и дистрибьюторскую цепочку по производству мяса птицы. Предприятие продолжает активно развиваться и наращивать производственные мощности как путем инвестиций в существующие, так и путем строительства новых объектов.

Как отметил Евгений Баскин, «Серволюксу» удалось выйти на эффективное использование кормов: соответствующий коэффициент превращения кормовых единиц в грамм привеса составляет около 1,67. Фактически это хороший европейский показатель. У большинства российских птицефабрик этот показатель составляет около 2. Поэтому технологический залог в себестоимости позволяет иметь конкурентоспособную продукцию. Но самое примечательное другое: на «Серволюксе» фактически разработали собственную технологию выращивания птицы.

Первоначально белорусская компания активно сотрудничала с голландскими партнерами, перенимала западный опыт. Но не просто его калькировала, а вводила свои усовершенствования. В том числе и по модернизации европейского оборудования. Например, улучшили немецкую клетку для содержания бройлера, повысив ее вместимость и производительность. Ноу-хау нашло большой спрос на рынке: сейчас по технологии «Серволюкса» такое оборудование выпускает немецкая фирма, и оно пользуется стабильным спросом в Китае и арабских государствах. А вот продавать на международном рынке свою технологию выращивания птицы «Серволюкс» не планирует. «Зачем?» — пожимает плечами Евгений Баскин. Сегодня большинство российских птицефабрик получают в рамках национального проекта дешевые кредиты, которые не всегда эффективно инвестируются в дорогостоящее оборудование. Но производство — это не только железо. Это в первую очередь технологии и пресловутый человеческий фактор. И нет смысла в полном объеме передавать ноу-хау в комплексе, ведь именно они позволяют «Серволюксу» комфортно чувствовать себя на рынке, не опасаясь ни роста цен на газ, ни вступления России в ВТО.

«Если правильно выстроить структуру бизнеса, то он не будет подвержен внешним рискам», — уверен Евгений Баскин. Например, сегодня на «Серволюксе» используют и напольное содержание бройлера, и клеточное. Последний способ более эффективен с точки зрения использования площадей птичника: на квадратный метр вмещается в 3—4 раза больше цыплят, что положительно влияет на себестоимость. Но требуются значительные инвестиции в оборудование. При сегодняшней цене на газ можно эффективно использовать оба метода. Но если тепло подорожает, постепенно придется полностью переходить на клеточную технологию.

Прорыв одного рубля

До 60 % своей продукции «Серволюкс» поставляет на внутренний рынок, около 40 % — на экспорт, в Россию. «Мы могли бы реализовать в РФ весь объем своей продукции, — утверждает Евгений Баскин. — Но необходимо уважать и собственного потребителя.

В России рынок огромен и очень эластичен. Снизив цену всего на один рубль, можно увеличить объемы поставок в 2—3 раза. Поставляем в основном охлажденную продукцию: срок ее реализации — 5 суток, поэтому ни бразильская, ни американская курятина конкурировать с нами не могут».

Учитывая стабильное финансовое положение, с кадрами особых проблем не возникает. «Серволюкс» сегодня имеет возможность выбирать специалистов. Не только среди белорусов, но и иностранцев. Как говорится, уровень заработной платы позволяет. На предприятии трудятся специалисты из России, Польши. Операционный директор по национальности — голландец, причем в европейских отраслевых кругах это очень уважаемый профи, который сам выбирает себе работодателя.

А вот у многих предпринимателей проблема кадров стоит на одном из первых мест, особенно беда с хорошими «технарями». Самое примечательное, что эта проблема не становится удавкой для производств с технологиями международного уровня, которые за счет высокой производительности труда способны обеспечить работникам доходы, по покупательной способности сопоставимые с зарплатами трудовых мигрантов в соседних регионах. Но реальную конкурентоспособность на рынке труда могут себе позволить только самые передовые компании, которых в Беларуси, к сожалению, не так уж и много. Подавляющее большинство представителей производственного малого бизнеса живут на скудном кадровом пайке. На заседании совета даже прозвучала история, произошедшая в Бобруйске. На одно небольшое предприятие приехал на автобусе другой работодатель и переманил к себе чуть ли не весь рабочий коллектив, предложив более высокую зарплату. Люди даже за расчетом не стали приходить по старому месту работы: ушли, как говорится, по-английски.

Возникает вполне резонный вопрос: может ли Беларусь дальше эксплуатировать постулат наличия в стране «квалифицированной недорогой рабочей силы»? Советский потенциал хорошо подготовленных инженеров и рабочих заканчивается. Молодежь рвется в юристы, экономисты и другие «офисные» профессии. Подготовленных людей становится все меньше. Белорусская система образования пытается направить абитуриентов в правильное русло, но итоги корректировок наборов в вузы проявятся минимум через 3—5 лет. А бизнесу уже сегодня иной раз к станку некого ставить. И если государственные предприятия худо-бедно подпитывают свои штаты выпускниками-«распределенцами», то большинство предпринимателей ограничены в доступе к этому кадровому ресурсу.

Член Совета по развитию предпринимательства Олег Маховиков считает, что на законодательном уровне за частными компаниями должно быть закреплено право того или иного участия в образовательном процессе с последующим трудоустройством определенного количества выпускников. Правда, есть у бизнеса и другой выход. Своим опытом поделился председатель Белорусской ассоциации международных грузоперевозчиков Николай Боровой: при этой общественной организации уже давно функционирует образовательный центр, который служит надежным источником пополнения кадров. Генеральный директор ООО «Белинтертранс» Вячеслав Довнар на базе своего предприятия открыл филиал кафедры БНТУ.

Примеров создания корпоративных образовательных центров в Беларуси достаточно много. Но собственные учебные подразделения под силу только достаточно крупным компаниям. А что делать небольшим фирмам? Да и возникает противоречивое чувство двойной нагрузки на зарождающийся в стране малый бизнес. Частники платят налоги, чтобы содержать бюджетную систему образования, но в то же самое время не имеют возможности воспользоваться ее результатами и должны вкладывать собственные средства в базовую подготовку кадров.

Преференции без конкуренции?..

Кадровый вопрос и возможность трудоустраивать выпускников на частные предприятия — только часть проблемы равенства всех форм собственности. На заседании совета приводили примеры, когда при распределении ресурсов, в том числе и сельскохозяйственной продукции, доступ к ней по внутренним, льготным ценам имели только государственные предприятия, а про частников «забывали». Председатель совета Владимир Зиновский подтвердил:

— Законодательство предполагает одинаковое отношение ко всем субъектам хозяйствования, независимо от формы собственности. Для этого создано необходимое правовое поле. Но только нужно соблюдать законы на местах. Полагаю, что все эти проблемы вполне способен решить руководитель области без привлечения центрального административного ресурса. Другой вопрос, что иногда предприятия используют выделенные ресурсы по специальным внутренним ценам не по назначению, перепродают за границу с большой выгодой. Но конкурентную среду создавать необходимо. И прежде всего не сверху, а снизу, на местах.

Несмотря на некоторые проблемы, бизнес в стране развивается. Как отметил Владимир Зиновский, если еще недавно на долю малого бизнеса приходилось 9—10 % ВВП, то сегодня — уже 17,5—18 %. По его мнению, налицо тенденция к развитию частной инициативы в государстве.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter