Что мы смотрим, читаем и слушаем?

Институтом социально- политических исследований при Администрации Президента в 2001 - 2002 гг.
Институтом социально- политических исследований при Администрации Президента в 2001 - 2002 гг. проведен ряд оперативных социологических исследований общественного мнения населения о белорусских СМИ.

По данным последнего опроса, рейтинги телевидения, радио и прессы как основных средств информации населения выглядят следующим образом: на 1-м месте телевидение (так считают более 80% респондентов), на 2-м - пресса (более 70% опрошенных выразили такую точку зрения), на 3-м месте - радио (об этом говорят более 50% опрошенных).

В феврале этого года Центр социологических исследований ИСПИ провел очередное исследование по замеру общественного мнения о нашем телевидении.

Зрителям БТ предлагалось оценить содержание, качество и достоверность передач и программ, включая освещение экономической и социально-политической ситуации в республике; выделить передачи, которые респонденты смотрят регулярно, и что в них нравится и не нравится; высказать свое отношение к открытию Второго национального канала на БТ. И в заключение опрошенным предлагалось высказать свои предложения по совершенствованию работы национального телевидения.

Общей тенденцией современного мира является растущее влияние телевидения как наиболее привлекательного средства получения необходимой различным слоям населения информации. По данным этого опроса, 89,9% населения республики чаще всего получают информацию по телевидению (сравните: к печатным СМИ обращаются 77,4%, к радио - 58,4% респондентов). В Республике Беларусь принимаются многие российские телеканалы, и самым популярным в стране является ОРТ. Его смотрят более-менее регулярно 85,3% жителей страны. РТР смотрят постоянно 62,4%. Третье место занимает Белорусское телевидение - 51,9%, которое смотрят чаще жители села - 60,2%. НТВ отдают предпочтение 43,7% опрошенных. Рейтинги телеканалов, которые смотрит наше население, остаются практически без изменений за последние 4 года, исключая РТР. Количество зрителей канала РТР в сравнении с 1998 г. возросло почти на 20%.

Содержание телепередач, их достоверность и актуальность по БТ удовлетворяет полностью только 2,9% опрошенных из тех, кто более-менее регулярно смотрит Белорусское телевидение; частично удовлетворяет 52,5%; не удовлетворяет содержание телепередач 44,6% респондентов.

На первом месте среди всех телепередач и программ оказались информационные. Им отдают предпочтение 46,5% из числа всех отвечающих. Это прежде всего информационные выпуски "Панорама" и "Новости" - 29,1%. Также популярны программы "Телебарометр", "Зона Икс", спортивные телепередачи и "Москва - Минск" (17,4%). Далее идут развлекательные программы: их смотрят 26,8% опрошенных. Популярностью пользуются программы "Доброе утро, Беларусь!" (10%) и "Все нормально, мама" (9%). У 8% респондентов вызывают интерес следующие передачи: "5 х 5", эстрадные концерты, "Белорусская двадцатка", "Королевская охота". Несколько меньше смотрят художественные фильмы и сериалы, транслируемые по БТ, - 19,5%, отдавая им предпочтение в равной степени. Только около двух процентов зрителей смотрят информационно-аналитические программы: "Криминальное досье" и передачи с анализом социально-экономического положения в республике. Чуть больше (около 3%) опрошенных отдают предпочтение научно-познавательным программам: "Сокровища мировой культуры", "Здоровье", "Сад мечты".

Следует отметить, что среди населения нет однозначного мнения относительно качества освещения и подачи материала на БТ.

Одной из наиболее важных проблем нашего телевидения является оперативность и объективность информации. Одной половине опрошенных нравится объективность, конкретность, своевременность материала, а другой половине не нравится необъективность, недостоверность, политичность, приглаживание негативных фактов. Особенно актуальна эта проблема для регионального телевидения. Респондентам дополнительно был задан вопрос "Удовлетворяют ли Вас полнота и качество освещения экономической и социальной ситуации в республике на БТ?". 14% телезрителей ответили: да, вполне, 43,0% - не совсем и 43,0% опрошенных освещение социально-экономической ситуации в республике не удовлетворяет.

То же самое можно сказать и о восприятии зрителями ведущих БТ: половина респондентов отмечает профессионализм, грамотность ведущих (особенно передачи "Добрый день, Беларусь!"), другой половине не нравится речь, манера поведения ведущих, их низкий уровень профессионализма, примитивность в проведении интервью, особенно в региональных. Части зрителей БТ нравится музыка, которая звучит в передачах (21,0%), познавательный характер информации (11,2%), общение в прямом эфире (6,0%).

Из моментов, которые не нравятся телезрителям БТ, следует отметить

: - засилье рекламы - 13,7%;

- звучание в программах и передачах белорусского языка с ошибками - 5%.

Респондентам было предложено высказать свое мнение по поводу открытия Второго национального канала на БТ. Четвертая часть опрошенных считает, что это необходимо сделать, большинство респондентов (50,3%) не видят в этом необходимости. Однако следует иметь в виду, что 26,8% еще не определились в своем мнении по поводу необходимости открытия Второго национального канала на БТ.

Изучение общественного мнения о состоянии республиканской периодической печати проводилось Центром социологических исследований Института социально-политических исследований при Администрации Президента в рамках социологического мониторинга "Социально-политическая ситуация в Республике Беларусь" и оперативного исследования "Общественное мнение о республиканской периодической печати".

Как показывают результаты анкетного опроса населения, республиканская периодическая печать занимает второе после телевидения место в ряду источников массовой информации. Несмотря на то, что из 21 республиканской газеты, внесенных в анкету данного исследования, только 9 являются государственными, а 12 - негосударственными, большинство читательской аудитории остается в информационном поле государственных печатных изданий.

Лидером печатных изданий на протяжении последних 4 лет остается газета "Советская Белоруссия". Ее рейтинг постоянно повышается: с 27,2% в марте 1998 года до 51,5% в феврале 2002 года. Заметно растет рейтинг газеты "Рэспублiка" - с 15,5% в марте 1998 г. до 30,2% в феврале 2002 г. Следует признать достаточно стабильными рейтинги и других государственных печатных изданий: "Знамя юности" (8,2%), "Звязда" (9,3%), "Белорусская нива" (7,5%) на протяжении 4 лет сохраняют своих читателей. Жители районных центров, сельчане отдают предпочтение своим районным (42,0% опрошенных являются их читателями) и областным (соответственно 25,7%).

Рейтинги наиболее читаемых негосударственных газет "Аргументы и факты в Беларуси" (37,4%), "Народная воля" (10,3%), "Белорусская деловая газета" (9,9%), "Наша свобода" (1,9%) отстают от государственных.

Обращает на себя внимание тот факт, что республиканские государственные печатные издания "Советская Белоруссия", "Рэспублiка" и негосударственные - "БДГ", "Аргументы и факты в Беларуси" одинаково популярны во всех регионах и среди всех социальных групп. Негосударственные - "Белорусская газета", "Народная воля" и "Наша свобода" - преимущественно в г. Минске, среди служащих и молодежи.

Как показывают результаты исследования, сформировавшиеся читательские предпочтения в целом четко и однозначно смещены в сторону государственных периодических изданий, их регулярно читают 61,1% респондентов (кроме предпринимателей и фермеров, которые уделяют внимание как государственной, так и негосударственной печати поровну).

Наибольшим доверием из регулярно читаемых государственных изданий пользуются газеты

: - "Советская Белоруссия" - 40,3%;

- "Рэспублiка" - 22,5%;

- "Семь дней" - 10,1%;

- "Народная газета" - 8,8%.

В то же время степень доверия к наиболее читаемым негосударственным газетам следующая

: - "Аргументы и факты в Беларуси" - 35,0%;

- "Белорусская деловая газета" - 6,8%;

- "Народная воля" - 6,3%.

В свою очередь популярность и доверие читателя к газете обусловлены качеством публикуемых в ней материалов. По оценкам читателей "Советской Белоруссии", публикуемые в ней материалы отличаются объективностью и достоверностью информации - 56,0% ее почитателей отметили это качество, актуальностью и социальной значимостью - 40,4%, доступны для восприятия, убедительны и доказательны - 36,7%. Высокие оценки от своих читателей получили газеты "Аргументы и факты в Беларуси", "Рэспублiка", "Белорусская нива"; негосударственные - "Белорусская деловая газета". Остальные негосударственные печатные издания - "Народная воля", "Белорусская газета", "Свободные новости", "Наша свобода" - получили от своих читателей положительных оценок на порядок меньше.

Существенные различия в оценках своих газет читателями проявились по таким показателям, как "поддержка политики государства и интересов общества" и "оппозиционность официальному политическому курсу".

Читатели наиболее распространенных государственных газет "Советская Белоруссия" и "Рэспублiка" считают, что их газеты поддерживают нынешний политический курс - такого мнения придерживаются соответственно 46,0% и 42,0% их читателей. Относительно негосударственных газет "Мы и время" и "Чырвоная змена" аналогичное мнение высказали 33,3% и 23,7% их читателей. Оппозиционность официальному политическому курсу отмечают 51,7% читателей "Нашей свободы", 51,3% читателей "Народной воли" и 42,6% "Белорусской деловой газеты".

Во всех печатных СМИ читателей интересует прежде всего политическая тематика - 53,5% респондентов указали эту тему, проблемы экономического развития - 52,7%, социальные вопросы - 48,5%, международные события - 46,3%, криминальная ситуация - 39,0%, 31,4% читательской аудитории проявляет интерес к молодежным проблемам, развлекательному разделу отдают предпочтение 33,6% читателей.

Институтом в марте 2002 г. проведено также оперативное социологическое исследование общественного мнения населения о белорусских радиоканалах. В опросе участвовало 500 респондентов.

Слушателям предлагалось определить наиболее предпочитаемые радиоканалы, а также оценить их содержание, достоверность и актуальность; выделить наиболее популярные радиопередачи. Предлагалось также высказать свои предложения по совершенствованию работы радиоканалов, чтобы повысить интерес населения к радиопередачам.

Несмотря на рост влияния телевидения, радио для населения Республики Беларусь по-прежнему остается важным средством получения информации, существенно влияет на политическую ориентацию населения, определяет уровень его участия в политической и общественной жизни страны.

Наиболее предпочитаемыми радиоканалами для белорусских радиослушателей являются "Радио "Столица", его слушает 35,2% опрошенного населения, "Радио "Би-эй" слушает 31,3% населения, 1-ю Белорусскую программу - 27,5% жителей страны, 22,2% отдают предпочтение радиоканалу "Русское радио", 20,4% - "Юни-стар", 19,4% - "Альфа-Радио".

Содержание передач белорусских радиоканалов, их достоверность и актуальность полностью удовлетворяет 15,9% опрошенных, частично 65,5%, не удовлетворяет 16,2% респондентов.

Наибольшую популярность у радиослушателей завоевали развлекательные, музыкальные программы, им отдают предпочтение 61,6% опрошенных радиослушателей. Информационно-аналитические передачи пользуются предпочтением у 29,6% радиослушателей. Познавательные программы слушают 35,2% опрошенного населения.

На вопрос: "Что нравится в радиопередачах, которые Вы слушаете?" - 47,2% опрошенных отметили как положительное то, что много познавательной информации, 58,1% удовлетворены хорошими музыкальными программами, 25,7% радиослушателей в полной мере удовлетворяет конкретность, объективность, достоверность и своевременность информации. Однако в данном вопросе нет однозначного мнения, 26,4% респондентов указывают на необъективность и недостоверность информации. Профессионализм и грамотность ведущих радиопередачи отмечает 25% слушателей. Респондентам также был задан вопрос: "Удовлетворяет ли Вас полнота и качество освещения экономической и социальной ситуации в республике?", на который только 9,5% радиослушателей ответили положительно.

Из моментов, которые не нравятся слушателям в радиопередачах, следует отметить засилье рекламы - 55,3%; низкое качество отдельных радиопередач - 29,2%.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter