Что будем делать после уроков?

Более 70 процентов старшеклассников хотят изучать отдельные предметы на повышенном уровне. Сможет ли система образования удовлетворить их запросы? Особенности предстоящего учебного года обсуждались в последние дни на августовских педсоветах и первых в учебном году родительских собраниях. На одном из таких собраний побывала обозреватель “НГ” — в качестве мамы одного из первоклашек средней школы № 203.

В деле представительства на школьных родительских собраниях я не новичок: восемь лет назад в эту же школу отвела своего старшего сына. Поэтому отличие нынешнего учебного года от восьми предыдущих сразу бросилось в глаза. — Первоклассников по желанию родителей мы приглашаем на факультатив по английскому, со следующего года ваши дети смогут посещать дополнительные занятия по информатике, — сказала директор школы Людмила Борисенко. — В прежние годы на старшей ступени нашей школы работали физико-математические лицейские классы. С переходом на единый учебный план классов не стало, но факультативные занятия по данным предметам будут вестись с участием университетских преподавателей. Родителей — участников того собрания пока больше, чем дополнительные образовательные возможности, волнуют вопросы выбора форменной одежды, питания и отдыха для их детей. Учителей и руководителей системы образования Минска — проблема организации такой системы факультативных занятий, которая позволит сохранить и продолжить годами нарабатывавшиеся традиции той или иной школы. Об этом на вчерашнем педагогическом форуме в Минске говорил председатель комитета по образованию Мингорисполкома Владимир Щербо. — Опыт прошлого года показал, что в целом такая система заложена, хотя были и потери, — честно признал руководитель городской системы образования. — Мы изучали эту проблему на примере 77 школ и гимназий. Кое-где к концу учебного года сузился спектр предметной направленности факультативов, мало было занятий общекультурного, развивающего содержания, профориентационного и технологического направления. Многие учителя не стремились браться за ведение факультативов. Были случаи, когда часы оставались вакантными, а наполняемость групп была предельно низкой, или они вовсе закрывались в течение года, некоторые занятия не отличались высоким качеством. Причина, на наш взгляд, в резко возрастающих образовательных запросах родителей и учащихся и неготовности педагогов и школ на них ответить. Конечно, в столице любой образовательный запрос будет удовлетворен. Проблема решается через создание ресурсных центров по различным предметам и направлениям. В Минске их уже 23, они успешно выполняют роль базовых площадок для работы с одаренными и мотивированными на получение знаний детьми. На базе столичных ресурсных центров в прошлом году функционировали 130 межшкольных факультативов по наиболее востребованным направлениям. Многие из них вели преподаватели вузов, и эта практика для города не нова: 59 процентов школ реализуют свои образовательные программы на основе договорных отношений с высшими учебными заведениями. В целом ряде школ факультативы ведут студенты — бывшие выпускники, участники и победители международных олимпиад по школьным предметам. — Назрел вопрос о разработке городской образовательной политики в этой области, — считает Владимир Щербо. — Мы отмечаем большую эффективность учебно-тренировочных сборов и профильных смен для одаренных старшеклассников на базе санаторно-оздоровительного комплекса “Бригантина” БГУ. Сеть таких лагерей следует развить, а к ведению факультативов, работе с одаренными учениками, подготовке участников международных олимпиад надо привлекать еще большее количество студентов. Мы планируем расширить возможности их участия при помощи электронной почты, единых телекоммуникационных сетей ресурсных центров и вузов, варианты создания которых уже обсуждаются.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter