Трагедия деревни Литавец:196 загубленных фашистами жизней, 58 из которых — дети

Черный дым над тополями

О деревнях-сестрах Хатыни невозможно забыть: их под десять тысяч в Беларуси… Смерч коричневой чумы пронесся по многим густонаселенным селениям, где когда-то звучал детский смех, трудились и радовались люди. В Дзержинском районе была сожжена 21 деревня с людьми. В три из них жизнь так и не вернулась: Глухое Перхурово, Любожанка и Литавец. Теперь в невозродившихся деревеньках стоят мемориалы, обелиски и памятники, а вековые деревья — свидетели страшных преступлений нацистов — безмолвно соседствуют с памятью о павших жертвах войны. 

Бывшая деревня, уничтоженная в январе 1943 года немецко-фашистскими оккупантами вместе с жителями во время карательной операции «Якоб».

Улица без жителей 

Хорошо помнят тополя лесной деревни Литавец зимний день 14 января 1943 года. Ранним морозным утром здесь произошла чудовищная трагедия: фашисты и полицаи хладнокровно расстреляли людей, детей, младенцев в люльках, а потом подожгли их жилища. Всего было убито 196 человек. 

Юрий Комаровский, учитель истории Даниловичского учебно-педагогического комплекса ясли-сад-средняя школа провел нас по деревне-мемориалу Литавец. За что погубили мирных людей? Почему здесь повторилась Хатынь? 

Эти вопросы приобретают особую остроту на самих пепелищах, где стояли хаты крестьян. Перед каждым исчезнувшим домом установлен символический порог дома черного цвета и белые бревна фундамента жилища. Смотрится как скамейка, но на которую присесть страшно. Стоишь рядом с ней и ясно представляешь ужас, который испытывали беззащитные люди перед смертью. 

Подходим ближе. Вот памятник одной большой семьи по фамилии Колос. Здесь покоятся останки трех поколений: дедов, их детей и малых внуков. Гранит исписан именами и фамилиями девяти человек! 

Всего уничтоженных дворов в Литавце было 42, а невинно убитых детей — 58. Историки говорят, что в хронике огненных деревень такого большого числа малолетних нет нигде, даже в Хатыни. Задокументированы воспоминания мальчика Володи Фурса, пришедшего на место трагедии из соседней деревни Александрово. Он увидел обгоревших убитых деда и бабушку возле коляски, в которой лежали мертвые малыши. Старики хотели заслонить собой детей, но это никого не спасло…

Карательная операция «Якоб»

— Тяжелое это место. За день большое горе настигло живой и жизнерадостный Литавец. А ведь он на протяжении довоенного десятилетия прирастал новыми жителями. Здесь был организован колхоз «Ударник». Как подойдешь к памятнику и увидишь даты рождения (некоторым погибшим деткам было всего по 2—3 годика), то волосы дыбом встают, — эмоционально говорит Юрий Комаровский. 

В декабре 1942 года недалеко от лесной деревни погибли четыре немца и пали два партизана. Фашисты создали большую группу под командованием штурмбаннфюрера Рейнгольда Бредера для расправы с населением, в которую вошли батальоны СС, жандармерия и полицейские формирования. Еще до рассвета карательный обоз двигался к Большой Уссе Узденского района. Вдруг выстрел пронзил тишину заснеженного леса. В обозе его приняли за атаку местных партизан и сразу направились в Литавец. 

Изверги заходили в каждый дом в поисках подпольщиков. Расправа была бесчеловечной: людей заставляли становиться в цепочку, взявшись за руки. В каждого члена семьи пускали пулю. Дом напоследок поджигали. В деревне фашисты оставили целой школу и несколько домов, но через неделю полицаи наведались снова и испепелили оставшиеся строения. 

Может, кому-то в тот морозный день все же удалось спастись, уточняю у историка. 

— Четыре местных жителя случайно остались в живых, потому что ушли в тот день в соседние деревни или в лес. Уцелел также мальчишка Саша Короневич из соседней деревни, спрятавшийся под печью у Колосов, и Александра Колос. Пуля прострелила ей челюсть: чудом выжила. 42 человека, в том числе 14 детей, сожгли в соседней Любожанке, а в Александрово фрицы спалили 23 мужчин (но, слава богу, после расправы деревня восстановилась), — ответил Юрий Евгеньевич.

Юрий Комаровский, учитель истории Даниловичской средней школы.

Пока помним, живем

Атмосфера мемориального комплекса пробирает до дрожи. В 1956-м на окраине Литавца появился небольшой памятник партизанам отряда «Боевой». Спустя 30 лет группа под руководством Светланы Боровой возвела на месте исчезнувшей деревни мемориал. В комплексе 1986 года — три барельефа: бетонные блоки как напоминание о бывших домах селения, стихотворный барельеф и композиция с изображением семьи. Сюжет трогает до слез. Дедушка плетет корзинку, мама держит за руку делающего первые шаги ребенка. На печи согреваются остальные детки. Но лица всех тревожны и печальны. Историк рассказал, как эта спокойная жизнь в миг оборвалась: 

— Люди говорили, что стреляли в беззащитных детей и стариков именно полицаи — пособники оккупантов. На экскурсиях современные школьники, туристы замирают в центре Литавца. Дети у пепелища начинают размышлять: «Палец обжечь — больно, а каково это — в муках умирать и гореть в огне живому или раненому?!»

Молчим с минуту, потом читаем стихи, выгравированные на барельефе: «Нi жудасць не астудзiць, нi мароз зямлю, дзе крык жывы травой прарос. Агонь у напамiне, ва ўспамiне. Прыйдзi адчуць, што прысак тут не стыне». 

Председатель Добриневского сельсовета Михаил Курак добавил, что место стало обязательным для посещения школьниками района:

— Это не просто познавательный маршрут в рамках предмета «история». Все знают, что на территории нашего сельсовета во время войны шли ожесточенные бои. О тех кровавых днях свидетельствуют пять обелисков и 15 памятников-захоронений. Мы трепетно относимся к каждому, но мемориальному комплексу «Литавец» уделяем особое внимание. С 2016 по 2019 год была проведена его масштабная реконструкция. 

Каждый год ребята приезжают сюда и благоустраивают территорию скорби длиною в целую деревню с чувством патриотизма и глубокого уважения к погибшим. Представители Детского районного парламента, БРСМ, а также сотрудники ведомств и предприятий ежегодно наводят здесь порядок. И сейчас Литавец — обязательная точка на туристической карте Дзержинщины. О мучениках войны память людская не сотрется. Никогда! 

shimuk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter