Черным по белому

Трансплантация органов. Легальная и теневая, или, как ее часто называют, «черная». В этом грязном бизнесе крутятся миллионы долларов...

Трансплантация органов. Легальная и теневая, или, как ее часто называют, «черная». В этом грязном бизнесе крутятся миллионы долларов. И только осколки колоссальных сумм достаются тем, кто решится продать собственную почку или часть печени. Откликнувшись на бойкий слоган «Рискни здоровьем!», многие из них в итоге не только получают далеко не всю обещанную сумму, но и понятия не имеют о последствиях и рисках. Таким образом, трансплантация — единственный шанс спасти чью–то жизнь — из благого дела становится преступным. Сразу оговоримся: на территории нашей страны подобное невозможно в принципе, а за ее пределами — увы. Еще в 2008 году в структуре главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД появилось подразделение, которое противодействует такого рода правонарушениям. И уже в конце прошлого года было возбуждено первое уголовное дело по факту «торговли людьми в целях изъятия у потерпевшего органов или тканей для трансплантации» (ст. 181 УК). На сей день, к счастью, единственное. Но весьма поучительное.


Без границ


По словам старшего оперуполномоченного ГУБОПиК Евгения Шевченко, чтобы отслеживать преступления такого рода, их сотрудники провели мониторинг интернет–ресурсов, где желающим предлагали стать донорами почки. В результате была получена информация, что на территории ряда стран Восточной Европы действует транснациональная преступная группа, члены которой занимаются подбором и вербовкой жителей Украины, Беларуси, России для этой цели и которая уже находится в поле зрения коллег из других государств.


— Главная ее штаб–квартира располагалась в Израиле. Встречались с потенциальными донорами для окончательного соглашения и прохождения необходимой диагностики на территории Киева. Так формировалась обширная база данных. И как только появлялись совместимые по медицинским параметрам донор и реципиент, сделке давали ход, — описал работу преступного механизма Евгений Шевченко на недавнем «круглом столе» в Академии МВД, посвященном правовому аспекту трансплантологии. — Сами операции по изъятию и пересадке происходили в клиниках Азербайджана, Эквадора, Косово или Украины.


Удалось установить многие подробности этого нерядового дела. В частности, что одним из вариантов сбора сведений о больных, нуждающихся в трансплантации, была работа хакера в Израиле. Он взламывал базы данных клиник, добираясь до информации, кто находится в листе ожидания. Дальше преступникам не составляло особого труда выйти на этих тяжелых пациентов и начать массированную психологическую обработку. Главный акцент разговора — нагнетание паники: мол, «почек на всех не хватает», а сроки поджимают... Надо быстро принимать решение! И больные люди в отчаянии соглашались преступить закон...


К тому времени доноры уже были подготовлены. Ведь «за кадром» умышленно оставался тот бесспорный для медиков факт, что любая такая операция — шаг крайне серьезный. Скажем, в Беларуси трансплантологи всегда очень тщательно готовятся к пересадке органа от живого родственного донора. Ведь речь идет о здоровом человеке, а любое вмешательство, тем более столь высокого уровня, — это непредсказуемость и определенный риск. «Хирурги в таких ситуациях периодически сталкиваются с различными осложнениями, которые порой бывают критическими, — подтверждает руководитель Республиканского центра трансплантации органов и тканей Олег Руммо. — Из 50 операций такого рода в 5 — 6 случаях возникают довольно тяжелые моменты, и если врачи вовремя не справятся с ними, это может привести к серьезным последствиям для здоровья донора, иногда — самым печальным».


Маски сорваны


На данный момент в торговле людьми с целью трансплантации органов обвиняются двое граждан Украины и один — Израиля, которые, по версии следствия, вербовали доноров, а после занимались подготовкой необходимых анализов в Киеве. Задержаны и трое «подпольных» хирургов–трансплантологов. Однако, по оперативным данным, многочисленная преступная группа не прекратила своего существования. Ее ответвления по–прежнему действуют на Ближнем Востоке, а также в США. Удалось «отрубить» только ту ветвь, которая вербовала людей из Украины, Беларуси, России.


Что касается преступных «барышей», то судите сами: только за один месяц на операцию по изъятию почки отправлялись в среднем 16 человек. С каждой сделки преступники получали около 100 тысяч у.е. чистого дохода.


Каждому — свое


Истории троих парней из нашей страны, добровольно отдавших собственную почку, разные, но есть и определенные сходства. Любопытно, что все трое являются уроженцами других государств — Украины, России и Германии, а ныне граждане Беларуси, и все молоды: 1981 — 1982 года рождения.


Так, Н. был завербован в 2008 году. Тогда у парня не было постоянного места работы. Парадоксально, но основным мотивом его решения стать донором была не острая нужда в деньгах (карточный долг, невыплата по кредитам, тяжелая болезнь кого–то из родственников), а... элементарная скука, отсутствие драйва и новых эмоций. Разговаривая со следователями, он признался: «Хотелось побывать в разных странах, ощутить что–то новое». И хоть из обещанных 10 тысяч долларов за свою почку получил только 8,5 тысячи, говорит, что не жалеет — «приключением доволен». Действительно, побывал и в Украине, и в Турции, и в Косово. Тут, как говорится, без комментариев...


Еще один донор Е. — наркоман, ему как раз таки деньги нужны были позарез. И если кто–то, возможно, попытается обелить дела «черных трансплантологов», дескать, донора на аркане за собой не тянут, да и другому человеку продлевают жизнь на годы, то представьте только, какого «качества» почка у наркозависимого!


Что касается «не тянут на аркане», то и здесь, как оказалось, есть нюансы. Третий донор К. попал в пиковую ситуацию. Да, с самого начала его решение было добровольным. Но когда к операции в Эквадоре было все готово, вдруг стало известно, что один из главарей преступной группы в Киеве задержан. И К. надумал отказаться, боясь, что в связи с таким поворотом дела ему никто не заплатит. Однако преступники жестко дали понять: придется идти до конца. Парня буквально заставили лечь на операционный стол. Что он чувствовал в минуты, пока не подействовал наркоз, и представить сложно.


* * *


Закон Республики Беларусь «О трансплантации органов и тканей» эксперты называют лучшим из тех, что действуют на пространстве СНГ. Да, в нем четко прописан запрет на сделки по пересадке органов, которые будут иметь возмездный характер. Запрещена реклама предложений органов и тканей. Вместе с тем юристы и врачи задумываются об установлении ответственности для тех, кто стал донором по собственной воле. Здесь больной вопрос: а вправе ли эти люди распоряжаться таким образом своим телом? Возможно ли их привлечь к уголовной или иному виду ответственности? У нас пока законодательно никак не отрегулирована такая ситуация. И при этом известны случаи, когда отдавшие свою почку по состоянию здоровья вынуждены обращаться за помощью к врачам — за дополнительным лечением, за счет государственных средств...


Прямая речь


Заместитель начальника управления по расследованию преступлений против жизни, здоровья, собственности главного следственного управления предварительного расследования МВД Владимир Петко:


— На мой взгляд, ст. 181 УК Беларуси - торговля людьми в целях изъятия у потерпевшего органов и тканей для трансплантации - требует доработки и коррекции. В нынешней редакции он не позволяет эффективно бороться с таким явлением, как теневая трансплантация. Также важно укреплять межведомственное взаимодействие, контакты с правоохранительными органами других государств. Все это позволит оперативно реагировать на деятельность таких преступных групп.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter