Черноморский лот

Вчера Государственная дума призвала российского Президента и правительство рассмотреть возможность выхода из Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Украиной, если та не откажется от вступления в НАТО...

Вчера Государственная дума призвала российского Президента и правительство рассмотреть возможность выхода из Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Украиной, если та не откажется от вступления в НАТО. Последний саммит Североатлантического альянса в Бухаресте не зажег зеленый свет перед Украиной, а также Грузией, отложив рассмотрение вопроса. Но уже тогда в Румынии стало ясно, что это будет их последняя остановка на пути в альянс и большей уступки для Москвы Берлин и Париж уже не смогут добиться у Вашингтона. Вполне вероятно, что в декабре еще две постсоветские республики присоединятся к Плану действий по членству в НАТО, а там и до полноценного членства в организации рукой подать. И похоже, что в Кремле уже не питают иллюзий по поводу того, что смогут переубедить Киев и Тбилиси. Информационное давление на них, разумеется, будет и дальше оказываться, о чем свидетельствует грозное заявление Госдумы. Но на деле Москва использует сейчас старую русскую тактику «лучше синица в руках, чем журавль в небе». И если «журавль» — это Севастополь, то в качестве «синицы в руках», видимо, следует рассматривать непризнанные республики Грузии Абхазию и Южную Осетию. В их направлении Россия предприняла ряд нерезких, но уверенных шагов. Самый последний, просто–таки разъяривший грузинское руководство, — это ввод батальона в Абхазию для ремонта железной дороги. Натовских военных сюда определенно пускать не собираются...


Вчерашнее заявление Госдумы по Украине содержит целый перечень претензий к властям этой страны, помимо стремления в НАТО. Так, по мнению российских парламентариев, официальный Киев «принял меры военно–политического, культурного и информационно–пропагандистского характера, направленные на отход от традиционно дружественных отношений Украины и России». В нашумевшем интервью французской газете «Монд» премьер–министр Владимир Путин педалировал то обстоятельство, что по всем соцопросам большинство украинских граждан выступает против присоединения их страны к альянсу. Чтобы опровергнуть подобные упреки в недемократичности, украинское руководство недавно запустило агиткампанию «НАТО — да!» на три года. По задумке политтехнологов к концу этого срока реклама на ТВ, воздушные шарики с логотипом альянса и броские растяжки на улицах должны переубедить украинцев.


Но особые претензии у российских депутатов к действиям властей Украины в отношении Черноморского флота. Сейчас в Москве часто вспоминают известное высказывание императора Александра III, в сердцах бросившего, что у России только два верных союзника: ее армия и флот. Хотя Госдума и не пошла так далеко, как Юрий Лужков, призвавший вернуть Крым России, но парламент считает, что «принятие украинской стороной без предварительных консультаций с Россией односторонних решений по вопросам пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины является фактическим нарушением международных договоров, заключенных между странами». Киев уже объявил, что не будет продлевать договор о базировании в Крыму Черноморского флота России. Несколько недель назад Виктор Ющенко поручил правительству подготовить проект закона, согласно которому после 2017 года все российские корабли покинут Севастопольскую бухту. Их соседство с натовскими судами, очевидно, является нежелательным.


Пока политики выясняют отношения, главнокомандующий военно–морским флотом России Владимир Высоцкий уже рассматривает возможные новые адреса прописки Черноморского флота после 2017 года. Среди них наиболее вероятным выглядит бассейн Средиземного моря. «Там может быть создана российская военно–морская база», — заявил Владимир Высоцкий. Российские военные эксперты приветствуют выход в Средиземноморье. «Но сегодня у нас в этом бассейне практически нет ни одной зацепки, — говорит Леонид Ивашов, президент Академии геополитических проблем России. — Разве только порт Тартус в Сирии, где мы можем договориться с сирийцами. Но там не так просто будет разместиться». В Тартусе еще с советских времен располагается пункт материально–технического обеспечения российского ВМФ. Другой вопрос, есть ли для этого ресурсы. Как известно, Россия по договору может держать в Севастополе группировку до 100 военных кораблей, но сейчас она эту квоту использует лишь на одну треть.


Поддержка Абхазии и Южной Осетии не требует таких капитальных вложений. Не секрет, что большинство жителей этих непризнанных республик Грузии имеют российские паспорта. Одно из последних внешнеполитических решений Владимира Путина–президента касалось их защиты. В частности, он разрешил правительству напрямую взаимодействовать с фактическими органами власти Абхазии и Южной Осетии. В Тбилиси это посчитали признанием независимости де–факто и обвинили Москву в аннексии. Вообще же, как кто–то подсчитал, за последний год российскому послу в Тбилиси было передано 38 нот протеста. Последняя касалась ввода в Абхазию 400 военных строителей для восстановления железнодорожного полотна на участке Сухуми — Очамчира. МИД России охарактеризовал эти действия гуманитарной акцией, подчеркнув, что стройбат не вооружен. Статус–кво в регионе Москву очевидно устраивает... Но у Тбилиси иное мнение – введение войск рассматривается как недружественный акт.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter