История одной фотографии художника Владимира Цеслера

Чемодан с двойным дном трудоголика Цеслера

Все сто раз видели и даже в руках держали бутылку шампанского. Большую, из темного стекла, с блестящей фольгой на горлышке. Эффектная вещь, согласитесь. И этикетку, конечно же, помните. Там на черном фоне написано, что в бутылке «Советское шампанское». Володя Цеслер додумался убрать в первом слове букву «о», а все остальное оставить. Убрал, напечатал, на бутылку приклеил. Все смотрят, вроде бы все как всегда, но потом почему–то начинают смеяться, улыбаться, хохотать. Бутылка с шипящим и веселящим напитком, потеряв лишь одну букву, приобретает новый ироничный смысл. Таких открытий, в которых то ли буква исчезла, то ли лишняя добавлена, очень много.

Цеслер — художник, активно работающий со словом, придающий привычным и будничным образам новый смысл. И как тут не вспомнить его знаменитые майки, главная их ценность — забавные надписи и картинки, иногда летним днем полгорода в таких ходит, а еще плакаты, постеры, обложки книг, буклеты...

Что это — графика, живопись, скульптура, текстиль, дизайн?

Он так много сделал всего такого эпатирующего, разрушающего привычные образы и стереотипы, что стал очень, а может, и самым известным и модным белорусским художником. Ведь это он придумал изобразить на огромных билбордах Беларусь в виде драника. На первый взгляд, все просто, но это надо было увидеть, додуматься, решиться, сделать...

У него постоянно берут интервью, просят высказаться о профессии и призвании, прокомментировать все на свете — от еды, дорожных знаков, моды до телевизионных программ. Он комментирует, дымя сигаретой, может анекдот рассказать совершенно без улыбки, от чего услышанное становится еще смешнее, но и серьезнее.

Владимир Цеслер — трудоголик, работающий круглые сутки. Иногда мне кажется, что его мозг не выключается, не отдыхает.

Все видели привычный пластиковый стул со спинкой. Он может быть абсолютно любого цвета. Такие на дачах, в кафе, на улицах. Дешевая мебель. Так вот Владимир Цеслер превратил стул в элегантно сидящую девушку. Для этого он лишь закинул одну пластиковую ножку на другую. Получилась современная скульптура.

Я думаю, а если честно, то уверен, что Владимир Цеслер — настоящий поэт, хотя и не пишет привычных стихотворений в столбик или лесенкой, рифмуя окончания.

На фото Евгения Коктыша художник похож сам на себя. Смесь серьезности, злости и веселья. Он что–то увидел — и сейчас лишь буквы переставит, чтобы из привычного возникло новое...

ladzimir@tut.by

Фото  Евгения  КОКТЫША

Советская Белоруссия № 223 (25105). Суббота, 19 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter