Профессия судебного исполнителя

Человек человеку долг

Судебных приставов нередко встречают с битами, палками и даже ножами...
Все отошли к стене! — пьяный мужчина буквально брызжет слюной в нашу сторону. — Дулю вам! Слышите? Ничего не отдам!


В такой обстановке произошло мое первое знакомство с профессией судебного исполнителя. Правда, это было только начало. Кто ж знал, что впереди будут притон, закоренелая должница и два микроавтобуса подгузников. Впрочем, обо всем по порядку.


…Утро. Я стою на пороге отдела принудительного исполнения Советского района. Звучит сурово, но благодаря сотрудникам этого отдела в государственную казну взыскиваются многомиллиардные суммы, а должники понимают: «долг платежом красен» — это не просто пословица. Основная задача судебного исполнителя — взыскать суммы по исполнительным документам, поступающим в отдел. На словах звучит легко, на деле — тот еще квест.


Начальник отдела принудительного исполнения Алеся Вергейчик показывает увесистые папки с документами: «В среднем за месяц через одного судебного исполнителя проходит до 500 исполнительных производств». Ритм у сотрудника отдела — как у курьера. Получил судоисполнитель в этот день, скажем, 20 новых дел, теперь ему нужно оперативно вынести постановление. Срок — три дня. Замешкался — и завтра на столе уже ожидает свежая кипа документов. 


Рабочий день у судебного исполнителя непредсказуем. Должники законопослушностью, как понимаете, не отличаются. Вот и приходится поджидать их у дома ранним утром или вылавливать поздним вечером. 


Судебный исполнитель Наталья Семенова даже сны о работе видит: «В нашем деле не расслабишься. С одной стороны — должник, не желающий расставаться со своими кровными, с другой — взыскатель и сроки. Слить все воедино — настоящее искусство».


Наталья Семенова и ее коллега Евгения Семененя занимаются взысканием алиментов и невесело шутят: им уже впору романы писать. Каждый день у них на глазах разворачиваются семейные драмы. Только в Советском районе сейчас 700 человек, не желающих платить алименты. Вот и получается, что совершенно посторонние женщины изо дня в день пытаются убедить горе-папаш вспомнить о своих детях. Специалисты рассказали о молодой маме, которая каждый день звонит им и плачет в трубку. Сирота, она одна воспитывает двух маленьких детей. С мужем-алкоголиком в разводе, он живет у нее в квартире, но при этом не дает ни копейки. 

Таких непутевых отцов, с которых в итоге и взять-то нечего, кроме пустых бутылок, много. А взыскательницы обижаются: им деньги нужны. Хотя среди неплательщиков алиментов немало обеспеченных. Судебные исполнители замечают, правда, понизив голос, что даже представители шоу-бизнеса есть. Они разъезжают на шикарных машинах, живут в собственных квартирах, ходят в рестораны, но жалеют копейку для родной кровинушки.


«У нас есть должник, у которого собственный прибыльный бизнес. Он «нарисовал» себе официальную зарплату в 1,5 миллиона, а ребенку платит чуть больше 600 тысяч».
Мамы-кукушки тоже бывают. Вышла одна такая замуж, потом развелась, а ребенка на папу оставила. Встретила новую любовь — и по накатанной. Остались малыши без мамы. Теперь бывшие мужья пытаются алименты из бывшей выбить, но та старательно скрывается. 


Ольга Иванова, заместитель начальника отдела принудительного исполнения, знает Декрет № 18 назубок. Это она в Советском районе напоминает обязанным лицам: родители обязаны возмещать расходы государства на содержание их детей. Есть женщина, у которой пятеро детей. Все они в детских домах, но она не навещает их, у нее огромная задолженность. 
А сколько таких историй…


Не успевает Ольга Александровна закончить, как в кабинет заходит судебный исполнитель Анастасия Шабусова: «У вас минута на сборы, выезжаем на визит». Обращаю внимание на форму девушки — отутюженная рубашка, погоны, узкая юбка. Красота! А Анастасия еще и на двенадцатисантиметровых каблуках выхаживает. И это при том, что судебный исполнитель может и по 20 адресам в день наведаться.


По пути к нам присоединяется еще один судоисполнитель Петр Михеев, он же проводит для меня краткий инструктаж: едем к злостному должнику, который не платил за коммуналку много лет. Пара минут — и мы на месте. О встрече с этим должником вы уже знаете. Именно его пламенную речь я процитировала в самом начале. Он орет на нас, а у меня коленки дрожат. Петр Михеев и Анастасия Шабусова, наоборот, предельно собраны: говорят спокойно, уверенно, и — о чудо! — дебошир умолкает. Обуздать скандалиста всегда сложно. Специалисты рассказывают, что часто одному исполнителю приходится выяснять отношения, а второму заполнять документы. Никакие средства самозащиты судебные исполнители с собой не носят — не положено. А зря. Не раз Петра и Анастасию злостные неплательщики встречали с битами, палками и даже ножами. В практике был случай, когда они пельменями по лицу получили. За что? За правое дело.

8 лица-вергейчик003-200814 - 500.jpg


Едем дальше. Нам предстоит визит к должнице со стажем. На ней «висит» сразу несколько исполнительных производств.


Меня вводят в курс дела: женщина — индивидуальный предприниматель, довольно состоятельная. Заходим в дом. Резкий запах бьет в нос. Из-за вещей, разбросанных по полу, сложно передвигаться. Какие-то объедки валяются прямо посреди комнаты. На кухне из стульев и прохудившегося матраса сооружено спальное место для десятилетней дочки должницы… Кстати, сотрудники отдела уже сообщали в органы опеки и попечительства по поводу условиий содержания этого ребенка. И это жилье состоятельной женщины? Впрочем, что деньги здесь водятся, становится понятно, когда в гараже возле дома мы находим две огромные горы из… подгузников. Должница, видимо, планировала их реализовать в скором времени. Судебные исполнители еще раз напоминают о долге и требуют оплатить его. Получив отказ, принимаются за опись имущества. Кстати, не на все вещи можно наложить арест. Например, судебные исполнители никогда не заберут холодильник или газовую плиту.


Тут Петру приходится переквалифицироваться в грузчики и заполнить два микроавтобуса памперсами. Полторы тысячи упаковок! 


Петр смахивает со лба пот, потягивает натруженную спину: «Работа — не сахар: посещение притонов, неблагополучных семей, общение с бывшими заключенными — обычное дело. Приходишь, например, к таким описывать имущество за долги, а в квартире, кроме грязных тюфяков на полу и обшарпанного стула, и нет ничего. Как в таком случае исполнить решение суда?»


Рабочий день подходит к концу, но Анастасия и Петр не спешат домой. Им нужно заглянуть еще к одному должнику…


ИСТОРИИ  ИЗ  ЖИЗНИ


Кто  заказывает  музыку? 


В один из  районных отделов судебных приставов Уфы поступило исполнительное производство в отношении должника. Банковская задолженность образовалась при весьма распространенных обстоятельствах: знакомый попросил выступить поручителем перед банком, при этом пообещав расплатиться со взятым кредитом досрочно.


Однако впоследствии уфимец взятых на себя обязательств не выполнил, поэтому банк обратился с иском в  суд не только к гражданину, взявшему кредит, но и к поручителю. Иск суд удовлетворил в полном объеме. Так получатель кредита и его поручитель стали солидарными должниками.


Позже выяснилось, что должник — композитор, автор ряда музыкальных произведений. На выявленные имущественные права приставы наложили арест. После проведения соответствующей оценки 15 музыкальных произведений выставили  на реализацию. В результате состоявшихся торгов часть музыкальных произведений приобрел  новый владелец. Вырученные средства пошли в счет погашения задолженности перед взыскателем.


Молодую  выкупили  у  приставов

Преданность делу и суровый нрав продемонстрировали кузбасские судебные приставы. Они  взыскали долг по штрафу за нарушение миграционного законодательства прямо на свадьбе. Злостным неплательщиком оказалась невеста, и приставы готовы были обратиться прямо к ней, но девушку выручил отец, который вернул деньги. 


Долг по штрафу за нарушение миграционного законодательства в размере 3 тыс. рублей числился за жительницей деревни Безменово (Юргинский район) еще с 2008 года. 
С тех пор она частично погасила его, выплатив 2,5 тысячи. А вот оставшиеся 500 рублей отдавать не торопилась. 


Подъехав к дому, приставы обнаружили перед входом скопление людей и машины со свадебными атрибутами. Гости сообщили: у должницы — свадьба, и в данный момент проходит традиционный обряд выкупа невесты. 


Судебные приставы решили не портить настроение новобрачной в такой волнующий момент и ожидали, пока она сама выйдет из дома. К счастью, в дело вмешался отец невесты, который вызвался оплатить долги дочери. Штраф и 7-процентный исполнительский сбор были оплачены в полном объеме. 


Таисия АЗАНОВИЧ
taisi9@rambler.ru

Фото Владимира Шлапака 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter