Чайно-карамельный менталитет

- Таня, забери меня отсюда! - взмолилась девушка за кассой как раз в тот момент, когда я открыла рот, чтобы заказать гамбургер и "кока-колу".
- Таня, забери меня отсюда! - взмолилась девушка за кассой как раз в тот момент, когда я открыла рот, чтобы заказать гамбургер и "кока-колу". Вот так встреча! По ту сторону прилавка - младшая сестра моей подруги, студентка филфака. Глаза "крушницы" - так в ресторанах "МакДональдс" называют работников низшего звена - полны слез. Однако через секунду, почувствовав на себе пристальный взгляд менеджера, она уже, натянуто улыбаясь, берет у меня заказ.

Вечером Лена тихо плакала в телефонную трубку: "Надоело все. Утром учеба, после обеда работа в этом аду - четыре раза в неделю..."

- Ну чего ты сразу в слезы?

- Да чувствуешь себя каждую минуту каким-то болванчиком. Улыбайся, как дурак, всем подряд, даже если по ту сторону стойки похабно ухмыляются. Будто ты не человек и не имеешь права на свое настроение. А может, оно в этот день препаршивое?

- Так это же работа! На Западе ведь как - все свои проблемы оставляй дома. Клиентов и начальство они не интересуют.

- Ну ее, такую работу. Вон недавно у нас троих уволили. Видите ли, собирались группкой и разговаривали. А что, пообщаться нельзя? Каторга какая-то. Менеджеры за каждым твоим шагом следят. Видят, что возле прилавка пусто, - ступай уборщикам помоги или на кухне. Ни минуты свободной. Если праздник какой, директор ресторана никогда вместе с работниками отметить его не предложит. У мамы, к примеру, на работе совсем другой микроклимат. Все между собой в хороших отношениях: общаются, чай вместе пьют, дни рождения отмечают.

- В рабочее время?

- Ну и что? Это же жизнь.

А хорошая, однако, жизнь... Распиваем чаи на работе, читаем газеты, вяжем носки ребенку, обсуждаем последние сплетни. Вот только в день зарплаты сильно огорчаемся - уж больно скромные суммы. Кто-то возразит: мол, чего надрываться, больше все равно не заплатят, в должности не повысят. Может, оно и верно. Только ведь и по другой схеме работать как-то не очень получается. Кому апломб мешает, кому - банальная лень. Чтобы дослужиться до начальника, скажем, в том же "МакДональдсе", нужно пройти все звенья кадровой цепочки, начиная с низшего. Само собой, приходится попотеть. Один мой знакомый - нынче замдиректора, а начинал, стоя за кассой. Крутился-вертелся, как все. Только, в отличие от Лены, ничего зазорного в этом не видел. Помню, напротив, систему, созданную фирмой, будучи еще "крушником", считал вполне справедливой. На что жаловаться? Зарплату выплачивают строго в срок и столько, на сколько наработал, - задушевные беседы с приятелями, понятное дело, в прейскурант не входят. К тому же, если ты хороший работник, тебя обязательно заметят - есть все шансы для карьерного роста.

Разумеется, те, кто смотрит на работу как на приятное времяпрепровождение, с мнением моего знакомого не согласятся. Бывшие "крушники"-неудачники даже создали Интернет-сайт "Хулиганы", где, изощряясь в витиеватости, вовсю стараются развенчать "миф о фирме "МакДональдс". Им явно хочется, чтобы вся страна превратилась в одну большую чайную, где все участники одного бесконечного чаепития только и будут делать, что перемывать друг другу косточки. На мой взгляд, невеселая перспектива. И тем не менее отрадно, что пробиваются ростки другого менталитета сквозь наш, чайно-карамельный. Ведь дорастают-таки некоторые полотеры и кассиры до менеджеров и директоров. Все у них получается, потому что они поняли одну простую вещь: чтобы зарабатывать, как "у них", работать нужно не как "у нас".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter