Бюджетная справедливость

Как косвенную государственную поддержку населения «привязать» к личному вкладу...

Как косвенную государственную поддержку населения «привязать» к личному вкладу человека в национальную экономику

Своей знаменитой фразой «все взять и поделить» булгаковский Шариков затронул сложную проблему, над решением которой бьются все демократические государства. Основная функция налогов и бюджета — оплачивать общественно необходимые институты (здравоохранение, образование, армию, науку, полицию, аппарат управления, который трудится на благо всех граждан), а также выравнивать некоторые объективные социальные перекосы, которые неизменно возникают в любой общественно-политической модели. Большинство граждан с удовольствием пользуются социальными благами, забывая об их другой стороне: они финансируются не из воздуха, а «в складчину», всеми налогоплательщиками. А вот последняя обязанность нравится далеко не всем. «Серые» схемы, зарплаты в конвертах, полулегальные «гастарбайтерские» заработки за границей и другие доходы, от которой казне ни холодно ни жарко, присутствуют совершенно в любой экономике. Например, во многих европейских государствах эти процессы приняли такой размах, что в условиях повальной глобализации и активных региональных интеграционных процессов справиться с ними стандартными полицейскими и административными мерами уже невозможно. Поэтому для достижения социальной справедливости в мире начинают использовать другие, более тонкие технологии, которые создают финансовые стимулы для добропорядочных граждан и налогоплательщиков.

В прошлом веке передовые экономические державы пытались «пилить» государственные блага в зависимости от потребностей. Приблизительно на этом принципе строи­лись высокие социальные гарантии для населения в США, Германии, Франции. Эти страны еще недавно считались лидерами по размерам пособий для безработных, разнообразным бюджетным программам, финансированию из казны производства «базовых» продуктов питания… Но в этом веке эти государства уперлись в опасный парадокс: многочисленные бесплатные блага, раздавае­мые направо и налево, привели не к социальной справедливости и стабильности, а к общественной развращенности. Современные американские и европейские экономисты даже оперируют термином «профессиональные безработные»: люди, которые годами не работают вообще либо трудятся время от времени — только чтобы получить право на очередные «дозы» пособий. А чаще перебиваются случайными заработками. И согласно исследованиям живут в некоторой степени лучше, чем среднестатистические граждане: чаще встречаются с друзьями, больше посвящают времени хобби и другим радостям жизни. В результате все больше граждан в развитых странах становятся классическими «нахлебниками»: зачем вкалывать, платить налоги, если можно из него только черпать?

На определенном этапе развития с этой проблемой столкнулась и Беларусь. Социально ориентированная экономика государства особенно явственно ощущается населением с начала 2000-х. Правда, в стране основной акцент сделали не на выплаты, а на организацию достаточного количества рабочих мест, чтобы каждый гражданин имел возможность получать заработок, а также — инвестирование бюджетных средств в развитие и поддержку стратегических для населения отраслей: сельского хозяйства, производства продуктов питания, жилищного строительства и других направлений, которые делают жизнь среднестатистического белоруса комфортнее и дешевле. Последнее десятилетие многие продукты питания, транспорт, жилищно-коммунальные услуги, связь и многое другое в Беларуси было дешевле, чем во многих европейских странах и государствах — участниках СНГ. Поэтому проблема нелегального вывоза белорусской продукции, выпуск которой напрямую или косвенно поддерживается государством, существовала всегда. Но различными организационно-административными мерами удавалось сдерживать «левый» экспорт. Однако после вступления в силу договоренностей о создании Таможенного сою­за и развитии интеграционных процессов перед Беларусью встала проблема выравнивания некоторых макроэкономических показателей, но уже без границ и любых ограничений в торговле с Россией и Казахстаном.

С подобными же проблемами сталкивались государства Восточной Европы, когда вступали в Европейский союз. Слишком разные по объемам доходов и структуре были экономики Польши, Венгрии, Чехии по сравнению со своими соседями — Австрией, Германией, Италией. В сторону этих более «сильных» территорий стали утекать и товары, и рабочая сила. Правда, «старые» члены Евросоюза оказывали, и делают это до сих пор, значительную финансовую поддержку новым «коллегам». За счет этих ресурсов восточноевропейским государствам удалось преодолеть диссонансы объединения с соседями. Максимум, на что может рассчитывать Беларусь при вхождении в Единое экономическое пространство, — небольшие, по макроэкономическим меркам, кредиты. Но это — возвратные средства. Да и выделяются они с большим и громким скрипом.

Интеграционные процессы внесли за последний год определенные дисбалансы во внешней торговле республики, которые в некоторой степени спровоцировали и валютные проблемы. Дефицит же платежного баланса и внешнего финансирования породил другую сложность: появление «черного» курса и дисбаланс цен на белорусском и прежде всего российском рынках. В итоге наши товары стали и официально, и подпольными тропами плавно перетекать в восточном направлении. Возникли некоторые «расхождения» и на рынке труда. В этом году стало очень выгодно «зашибать деньгу» в России, а семью содержать в Беларуси, в которой жизнь намного дешевле, чем в любом более-менее крупном российском городе. Катализировал кризис и застаревшую проблему: зарплаты в конвертах и уход от налогов микробизнеса. Самое распространенное нарушение ИП — игнорирование платежей в пенсионный фонд. Только по данным официальной статистики, около миллиона белорусов не имеют официально совершенно никаких доходов: нигде не учатся, не трудятся, не получают пособий… Словом, в республике сложился целый пласт граждан, которые не платят налогов, но пользуются всеми льготами и социальными благами, которые предоставляет государство. В том числе и относительно дешевыми продуктами питания.

Сразу и резко «подкрутить» ценник на еду, чтобы выйти на российский уровень, не такая уж и простая задача. Такой шаг приведет к не­обоснованному снижению уровня жизни. И прежде всего налогоплательщиков: им придется больше тратить на заполнение холодильника и по-прежнему наполнять за счет своих доходов бюджет. Мягко говоря, несколько несправедливый подход. Соревноваться с Россией по уровню зарплат в краткосрочном периоде республике, скажем прямо, не по силам: объективно разные структуры экономики. У восточного соседа — сырьевая, в Беларуси — промышленная. А на создание конкуренто­способного производства требуется больше времени, чем на бурение очередной скважины. В последнее время достаточно много обсуждается проблема дотаций сельского хозяйства, некоторых инвестиционных проектов, «подпитка» из бюджета ЖКХ. Действительно, чтобы совершать все эти вливания из госказны, приходится устанавливать достаточно высокий уровень налогов. Но потом они возвращаются в карман плательщиков через льготные цены и тарифы на основные товары и услуги. Но в том-то и проблема: этими благами хотят пользоваться все, но многие увиливают от участия в их финансировании.

Недавно руководство страны озаботилось этой проблемой. Профильным ведомствам даже были даны задания разработать систему, при которой работающие за границей белорусы, не уплачивающие налогов, оплачивали бы полную стоимость жировок, медицинского обслуживания, образования. Но за каждым гастарбайтером не проследишь. Да и «неконтролируемые» доходы, которые проходят мимо налоговых деклараций и официальной безопасности, не удалось искоренить ни в одном государстве.

Правда, в ряде развитых стран и государствах с переходной экономикой используют другую технологию достижения социальной справедливости. В Европе широкое применение приобрели сервис-чеки. Они выдаются дополнительно к официальной зарплате, и на них можно приобрести различные товары и услуги, в том числе и продукты питания. Через эту финансовую технологию в восточноевропейских странах удалось преодолеть диспаритет цен с западными соседями, но при этом не разогнать инфляцию и не допустить падения уровня жизни населения. Впрочем, сервис-чеки используются и в развитых европейских странах: Франции, Италии, Германии… При некоторой внешней схожести этих государств, между ними существует масса различий. В том числе и в приоритетах внутренней экономической политики. Чтобы избежать ненужных перекосов, товары и услуги, производство которых поддерживается государством, можно приобрести не только за деньги, но и за сервис-чеки. Они служат как бы компенсацией работающим людям их налоговых отчислений: ведь именно благодаря им правительства могут снижать себестоимость и розничные цены на различные материальные блага. Справедливо, если по стоимости «ниже общемировой» будут доставаться налогоплательщикам. Все остальные — теневые коммерсанты, туристы шоп-туров и гастарбайтеры, которые совершенно не участвуют в наполнении государственной казны, в мягкой форме отправляются «в сад», как шутил английский классик. А точнее, приобретают эти важные товары за «звонкую монету» по ценам, сопоставимым с соседними государствами.

Использование таких компенсационных механизмов искореняет не только нелегальный и неконтролируемый экспорт социально значимых товаров, но и стимулирует работодателей и нанимателей к соблюдению налогового законодательства. По прозрачному и легко контролируемому механизму, исходя из фонда заработной платы, предприятия получают от государства сервис-чеки. Естественно, фирмам, проворачивающим серые схемы, они будут недоступны, и выплата зарплат мимо «налоговой кассы» станет не особенно выгодной и работникам, и работодателям. Экономя на отчислениях в бюджет, они де-факто будут вынуждены жить в несколько других ценовых реалиях на внутреннем потребительском рынке. Прозрачность экономики делает ее более прогнозируемой, что позволяет повысить эффективность. К тому же сервис-чеки не являются деньгами, поэтому не могут оказывать давления на валютный рынок либо вызывать ажиотажный спрос на товары, подверженные спекулятивным атакам. Они являются как бы стабилизационным социальным гарантом для страны, где наблюдаются высокие риски экономических колебаний за счет различных объективных внешних факторов, делая внутренний рынок основных продуктов питания более прозрачным и предсказуемым. Наверное, именно этого сегодня и не хватает.

 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter