Для оформления пособия на ребенка молодой семье потребовались 11 справок и месяц на их сбор

Бумаги не краснеют

Через год мы сделаем еще один шаг в электронное будущее. Заработает новая интегрированная сервисная система и появятся персональные идентификационные карточки. Замечательно, вот только насколько сократится тогда документооборот, говоря канцелярским языком? Или карточки просто станут приятным дополнением к справкам? Вопросы далеко не праздные. Очень интересуют они, к примеру, нашего читателя Сергея Бобкова из городского поселка Свислочь Пуховичского района.

Радость случилась в его семье: 4 июня родился сын Роман. Как и всем семьям при рождении малыша, Бобковым полагалось государственное пособие. Правда, чтобы его получить, молодым людям пришлось задействовать всех родственников и собрать 11 справок. В двух районах — в Столинском и Пуховичском. С копиями 14 документов! Хотя по Указу Президента

№ 200 о перечне административных процедур требуются только четыре — свидетельства о рождении малыша, о браке родителей и выписки из трудовой. Зачем в эпоху тотальной компьютеризации и информатизации понадобилось столько справок и какие?

Все дело в том, что супруга Сергея Надежда зарегистрирована в деревне Ольманы Столинского района и еще до выхода в декретный отпуск потеряла работу. Поэтому пособие должна была назначить специальная комиссия, созданная по месту трудовой деятельности супруга. Вот ему в отделе кадров и выдали «бегунок» с перечнем требуемых документов. Предприятие частное, лишних людей, которым можно было бы поручить запрос справок, нет. Итак, жене Сергея необходимо было подтвердить, что не состоит на учете в центре занятости, не получает пособие по безработице и не учится. Плюс две справки о месте жительства и составе семьи: одна — из Столинского района, где у родителей зарегистрирована мама ребенка, другая — из Пуховичского района, где прописаны Сергей с Романом. Затем справка, что Надежда не является индивидуальным предпринимателем. Далее. Справка из сельсовета о рождении ребенка и регистрации его по месту жительства из паспортного стола. Так семья потратила целый месяц на сбор документов в местах, отдаленных друг от друга на 400 километров. Все эти справки, оказалось, так же, как и приведенные в Указе № 200, нужны для назначения пособия.

Представляете, сколько людей отвлекается на составление и выдачу или рассылку бумаг? Почему нельзя создать условия для электронного обмена сведениями из различных компьютерных баз, которые уже априори существуют? Когда родился, женился и где зарегистрирован — эти сведения есть о каждом. Но, как объяснила начальник отдела обращений граждан и юридических лиц Столинского райисполкома Анжела Кисель, даже к базам данных ЗАГСа у службы «Одно окно» есть ограничения в доступе. И хотя исполком запрашивает недостающие документы самостоятельно, это не решает проблему в принципе. Ведь главная цель электронного правительства — максимально уйти от бумаг, а это пока, как видно, не получается. В масштабе страны бешеные деньги идут на создание и циркулирование справок, по сути, вылетают в трубу...

Или другой эпизод из той же оперы о бюрократизме. В двухкомнатной квартире в Минске проживают 7 человек. Две семьи, одна многодетная. Дом строился еще при СССР с так называемыми колясочными — служебными помещениями. Одно из них пустует. Вот глава семейства и обратился к председателю жилищно–строительного потребительского кооператива с просьбой взять на время дополнительные метры в аренду. Жители подъезда дали согласие. Но сделка так и не состоялась. Знаете почему? Потому что колясочные по всем документам значатся как нежилые помещения. Хотя те, кто когда–либо их видел, знают: жить там можно. По сути, это небольшие комнаты с санузлом. Но статус «нежилое» означает: сдать в аренду под жилье нельзя. Прежде нужно организовать голосование всех членов ЖСПК, затем пройти процедуру перевода нежилого в жилое, зарегистрировать, получить новый техпаспорт. И только тогда... Думаю, к тому времени дети в семье, нуждающейся сейчас в дополнительных квадратных метрах, успеют вырасти или их городская очередь на строительство квартиры подойдет.

Как видите, и здесь и там натыкаемся на один и тот же вопрос: почему у нас каждый шаг, даже сделанный из самых лучших побуждений, сопровождается массой бюрократических препон? И как так сделать, чтобы их максимально избегать?

aelita@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter