Сувенирную индустрию необходимо развивать в регионах

Бренды нашего городка

Сувенирная индустрия народных промыслов заметно набирает силу. Еще пять лет назад скудность выбора была очевидной. Привычный набор из лозы, соломки и льна, представленный в магазинах, зачастую выглядел однообразно, скучно и дорого. Сегодня, хотя проблем еще хватает, выбор гораздо шире. Но вот вопрос: есть ли в этом сувенирном ряду местные бренды, способные рассказать о самобытности отдельно взятого региона?


Первая ассоциация с Гомелем — дворцово–парковый ансамбль. Именно сюда направляются все без исключения гости города. Некогда было весьма проблематично увезти с собой «кусочек» местных впечатлений. Календари, открытки, буклеты, магниты — вот, пожалуй, и все. Сейчас — другое дело. И.о. генерального директора дворцово–паркового ансамбля Оксана Торопова рассказывает, как они пришли к необходимости развивать линейку материальных воспоминаний:

— Сувенирной темой плотно занялись шесть лет назад, сделав акцент на продукции с символикой ансамбля, города, области, а также отражающей историю и культурные традиции нашего края, страны в целом. В этом плане работаем с предприятиями и мастерами. Сегодня у нас 180 договоров. Причем больше половины — с ремесленниками.

Под началом культурного учреждения — пять торговых точек, в том числе собственный салон–магазин. Его открыли три года назад, когда почувствовали, что растущий поток туристов потянул за собой всплеск интереса к памятным знакам. Что покупают? Максимальный спрос на изделия, отвечающие классическому «китайскому формату»: недорого, привязано к местности, интересно (смешно) и компактно. Однако белорусским изделиям этого зачастую и не хватает.

Каждый раз, когда иду неспешными улицами Ветки, ловлю себя на мысли: «Удивительный город». Здесь бренды лежат на поверхности. Для развития туризма есть все: традиции старообрядчества, иконопись, книгопечатание, неглюбские рушники. И процесс идет. Накопленное веками наследие подталкивает к доступным коммерческим решениям, что для райцентров, прямо скажем, пока не характерно.

Самая свежая идея — пряники с неглюбским «кодом», которые, появившись осенью прошлого года, сразу попали в топ спроса. А ведь проще не придумаешь. Начальник отдела общепита ОСП «Ветковское» Гомельской универсальной базы Тамара Убоженко и сама теперь не скажет, почему не реализовали идею раньше:

— Все думали–искали, какая продукция может стать по–настоящему брендовой, по которой нас будут узнавать. И вдруг — абсолютная ясность: да наши неглюбские узоры–орнаменты, известные на весь мир! Изучили материал, встретились с мастерицами–ткачихами, наработали ручную и трафаретную роспись... Так и появились наши пряники — символы богатства, детского оберега, любви, дерева жизни, образа человека, земли–кормилицы и других знаков, почитавшихся предками.

Основа пряника — имбирное тесто с ноткой корицы на сливочном масле и натуральном меду. Месяц можно не есть, а любоваться. «Полотно» — сахарная белая глазурь, и уже по нему красной росписью старинные символы. При этом «говорящий» продукт весьма бюджетен: от 2,5 до 3,5 рубля. Кулинарный ход оказался удачным. На всех выставках, где появлялись неглюбские пряники, они распродавались моментально. Мощный бы маркетинг — и кто знает: быть может, именно пряничный символизм, основанный на местных традициях, обернулся бы вполне доходным делом для районного общепита. Ведь есть на то мировая практика, по которой съедобные сувениры занимают до 20 процентов в общем объеме рекламно–сувенирной продукции. И эта доля год от года растет.

Казалось бы, безделица — магнитик, шарф, сумка... В хозяйстве точно не пригодятся. Но беру статистику: например, европейцы ежегодно тратят на сувениры 5,9 миллиарда евро. И это — денежная часть вопроса. А есть еще имиджевая сторона, работающая на ту страну, откуда доставлен знак внимания. Оставит равнодушным или зацепит за живое, вызовет желание узнать больше или не оставит глубоких впечатлений. Дворец — Гомель — Беларусь. Или неглюбский орнамент — Ветка — Беларусь... Ассоциации могут быть разные. Но они точно работают.

В  Гомельском отделении Белорусской торгово–промышленной палаты с темой имиджевых подарков сталкиваются постоянно. Встречи, переговоры, форумы, презентации... Каждый из таких атрибутов деловой жизни — это еще и сувениры, которые говорят об уникальном своеобразии региона порой больше, чем можно передать словами. В отделении не скрывают, что найти такие изделия по–прежнему проблематично, потому в последнее время тесно работают с ремесленниками. Спросите, какая связь между бизнесом и традициями? Вот и я спрашиваю у специалистов БелТПП, а мне понятно объясняют:

— Впечатление о стране и регионе складывается из разных моментов. Например, когда мы работаем на международных выставках, демонстрируя единым стендом промышленный потенциал предприятий области, то делаем акцент на самобытности нашего края, особенностях, традициях. Прежде всего для того, чтобы при знакомстве с производственными возможностями складывалось целостное представление о стране, области, районе. Гостям запомнилось, в сознании отложилось, потом это возвращается. Вспоминаются слова бизнесмена из Вьетнама: «Мы не почему–то хотим с вами сотрудничать, мы просто хотим с вами работать, потому что вы — белорусы».

Дословно

Cувенир (фр. souvenir – воспоминание, память) — предмет, предназначенный напоминать о месте, где вы были.

Кстати

Гомельское отделение БелТПП объявило открытый конкурс «Гомельский сувенир». Условие — представленная продукция должна содержать элементы символики, брендовых знаков и достопримечательностей Гомеля и Гомельской области.

Мнение по поводу

Анатолий Касьяненко, доцент кафедры политологии и социологии ГГУ имени Франциска Скорины:

— Нужно развивать региональные бренды, которые подчеркивают особенности каждого конкретного района. При этом полезен опыт других стран. В Словакии, например, есть несколько региональных брендов, которые закреплены торговой маркой. Эти товары связаны с местными традициями и культурой. Частью такой маркетинговой политики являются имиджевые мероприятия по продвижению территорий. И сувениры в этом очень помогают.

dralukk73@mail.ru

Фото автора и Гомельского дворцово-паркового ансамбля.

Советская Белоруссия № 8 (25143). Пятница, 13 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter