Как Жировичский Свято-Успенский мужской монастырь пережил вторую волну коронавируса

Братья держат пост и дистанцию

Эпидемия, особенно в первую волну, коснулась насельников монастырей, церковных служителей, потому что, несмотря на искреннюю веру в христианские постулаты, не отменить законов биологических. В монашеских братствах и сестричествах стали вводить меры безопасности, на церковных службах рекомендовано носить защитные повязки, и в некоторых храмах, хотя не повсеместно, прихожан причащают из одноразовых ложек. Мы связались с монашеским братством Жировичского Свято-Успенского мужского монастыря, который в пору первой волны коронавируса принял один из первых ударов, переболели почти все насельники, священнослужители, наемные работники, а также трудники, занятые на подворье. Чему их научила эпидемия, какие средства защиты выработали и как отразилась непростая инфекционная ситуация на положении дел монастыря? 


Каждый день у братьев (а их в обители около 30) начинается ориентировочно в 5:20, именно в это время звонит будильник, чтобы подготовиться к утренней божественной литургии, которая начинается в 6 утра. После завтрака насельники приступают к своим основным обязанностям, иеромонах Евстафий, к примеру, преподает в духовной семинарии. После обеда снова работа и снова вечерняя служба. Жизнь расписана, можно сказать, по минутам. Десятками, а то и сотнями в монастырь раньше приезжали паломники, чтобы прикоснуться к чудотворным иконам, помолиться нашим заступникам, посетить службу в церкви. На территории духовная семинария, где около 80 студентов. Наемные работники, приехавшие из Слонима и Жировичей, заняты в мастерских. Становятся на путь праведный полтора десятка трудников, которые живут на территории обители. Сейчас из-за карантина новых желающих в этом качестве сюда не принимают.

Монастырь активно готовился к 500-летию со дня основания, отремонтированы семинария, одно из старейших зданий — братский корпус, колокольня, построены гостевые помещения и трапезная, облагорожены святые источники, установлен памятник преподобномученику Серафиму Жировичскому. Преобразившиеся Жировичи с новыми дорогами, жилыми домами и инженерными сетями приготовились принять тысячи паломников, с участием большого количества гостей планировались масштабные торжества, однако их перенесли.

— В первую волну переболели практически все, кто имел отношение к нашей обители. Поэтому второй волны мы практически не ощутили, так же, надеемся, будет и с третьей. А лучше всего, если она вообще в нашу страну и во весь мир не придет,
— рассуждает иеромонах Евстафий. — Что касается мер предосторожности, в монастыре введен масочный режим, которым пользуются в том числе священнослужители. Особенно рекомендовано им носить защитную повязку при большом скоплении народа. Собственно, как и прихожанам. Но по понятным причинам поток наших паломников, а соответственно — и посетителей в церкви сократился, на службах около 10 человек, не считая монахов. Храмы просторные, места хватает всем, в том числе и для дистанцирования.

Сейчас такое ощущение, что в пустыне живем, признаются насельники. Хотя число паломников изрядно уменьшилось, служб меньше не стало. Рассредоточивать братьев по дополнительным кельям не пришлось, благо почти все живут в раздельных. 

Середина марта примечательна важным событием — начался Великий пост, с его приходом все резко изменилось — распорядок и длительность литургий, а также питание.

— Прежде всего исчезли продукты мясо-молочного типа. Мясо не вкушаем и в обычные дни, а в пост отказались от рыбы, молока, яиц, масла. На столе — каши, картошка, капуста, свекла, все растительные вегетарианские продукты. По сравнению с мирским человеком, нам ограничить себя в еде проще, ведь изысками и без поста не искушаем себя, употребляем простую пищу, — рассказывает иеромонах Евстафий.

Хотя питание в монастыре и стараются сделать сбалансированным, несомненно, без использования некоторых продуктов оно не может нести в себе полного комплекса полезных веществ. А это особо опасно во время эпидемии. Несмотря на то что практически все насельники переболели, возможность заразиться повторно никто не отменял. Поэтому в рационе братьев, особенно во время поста, кунжут, грецкие орехи. И витамины, которые рекомендуются после перенесенного коронавируса.

— Преимущественно живем средневековым укладом, без теннисных кортов и тренажерных залов, зато некоторые из нас, в том числе и я, по утрам делают гимнастику. Потому что точно знаем: это укрепляет иммунитет, — уверен отец Евстафий. — Видимо, от защиты организма и зависит степень тяжести заболевания. Кто-то из нас перенес недуг тяжелейше, многие — легко, однако радует, что никто из нашего состава не ушел в мир иной. В основном нашим насельникам и священнослужителям свыше 40 лет, самому молодому — около 30.

В карантине тоже есть свои преимущества, делятся братья. Он предполагает больше уединения, такая жизнь и положена для монахов. Собственно, для этого они в монастырь и уходили. 

— Несмотря на коронавирус, многие паломники хотят к нам приехать, помолиться, для них у нас есть новые трапезные с соблюдением санэпидрежима, гостиница, и если у людей такая потребность есть — ее можно реализовать, ничего страшного не случится, — приглашает в Жировичи иеромонах.

basikirskaya@sb.by

Фото из личного архива иеромонаха Евстафия.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter