«Большое сердце» Европы

Нидерланды готовы расширять с нами контакты

Нидерланды готовы расширять с нами контакты


Посол Марникc Кроп представляет Королевство Нидерландов в нашей стране по совместительству, возглавляя дипмиссию в Польше. Завершая свою дипломатическую каденцию, дипломат посетил на днях нашу редакцию. Этому визиту, как мне кажется, мы обязаны не только желанием подвести некоторые итоги своей деятельности. Марникс Кроп в беседе со мной не раз подчеркивал, что сегодня открываются новые возможности, чтобы стать ближе друг к другу.


Королевство Нидерландов, которое часто называют Голландией (это название укоренилось, так как именно Южная и Северная Голландия — две из двенадцати нидерландских провинций — являлись наиболее развитыми и соответственно лидирующими), имеет свою особенную европейскую стать...


Уже тогда, когда Петр I ездил туда под видом «корабельного мастера Михайлова», это была самая развитая в промышленном отношении страна с самым крупным в то время банком в Европе.


Не будем забывать, что это родина Спинозы и Эразма Роттердамского, мыслителей, которые (представьте себе!) еще в XV — XVII веках сформулировали идеи, на которых, как на фундаменте, покоится современное общество. Выдерните из этого фундамента спинозовскую идею свободы граждан или убеждения великого гуманиста из Роттердама — и что останется от современного глобального мира? Груда обломков... Впрочем, и в фундамент нашего общего европейского дома именно Нидерланды заложили краеугольный камень, став в 1957 году одним из основателей Европейского союза. И в дальнейшем нидерландцы много сделали для европейской интеграции, проявляя и сейчас самое деятельное участие в диалоге Беларуси с Евросоюзом.


Голландия сумела создать внутри государства климат исключительной толерантности, благодаря которому здесь растет все — от привезенных с Востока тюльпанов до транснациональных корпораций типа «Филипс» или «Шелл»... Как же такое удалось маленькой стране, в четыре раза меньшей Беларуси? Об уникальной трудовой этике голландцев написаны целые трактаты, но посол Марникс Кроп постарался рассказать об этом простыми словами, в том числе и иллюстрируя свой рассказ жизненными примерами нашего сотрудничества.


— Господин Кроп! Как Нидерланды отнеслись к участию Беларуси в программе «Восточного партнерства»?


— Мы, естественно, поддерживаем идею «Восточного партнерства», ведь в ЕС все решения принимаются консенсусом. Рядом с нашими границами хотелось бы поддерживать мир и благополучие. Новое в этой идее то, что она подразумевает не двусторонние связи, а отношения нескольких стран с ЕС. Каждый партнер может установить партнерские узы настолько глубокие, насколько он считает нужным. Не существует программы для всех одинаковой. Различия могут быть как в экономической сфере, так и в политической. Естественно, что от Беларуси ожидается желание стать частью европейской семьи.


— Мне приятно, что вы сказали — «наши границы» с Беларусью, несмотря на то, что Нидерланды далеко. Я понимаю, что имеется в виду ЕС, в составе которого и Нидерланды стали нашим соседом. Как вы оцениваете дальнейшие перспективы?


— На недавней встрече с министром Мартыновым мы как раз и обсуждали новые возможности сотрудничества. После того как Беларусь обрела независимость, мы установили очень хорошие отношения друг с другом. Не случайно посол Нидерландов в Польше был аккредитован по совместительству и в вашей стране, в то время как многие страны выбирали для послов по совместительству Москву. Позиция же Нидерландов всегда заключалась в том, что Беларусь — это независимое европейское государство, а не некая часть российской империи.


Сейчас ваша страна стоит на своеобразном перекрестке. Она может покончить с наследием советского прошлого и двигаться к обществу, характеризуемому демократическим правительством и социально–рыночной экономикой. Это помогло бы Беларуси в ее движении стать ближе европейской семье, при этом сохраняя хорошие отношения с Россией. Если взять статистику Всемирного банка, то Беларусь в списке благоприятных партнеров продвинулась весьма существенно, с 110–го места на 85–е.


Вы двигаетесь в правильном направлении. И если Правительство продолжит улучшение своих экономических и политических показателей, вас ждет блестящее будущее.


— И вас не смущают недавние конфликты, связанные с трудностями поставок белорусской продукции на российский рынок? Что вы об этом думаете?


— Не хочется говорить ничего плохого о России, потому что это и наш стратегический партнер. Но все же, если сравнить Россию и остальную часть европейского сообщества, то различие в том, что ЕС — это сообщество закона. Закон регулирует все сферы деятельности и никогда не используется экономика или сельское хозяйство как инструмент воздействия. Я знаю, что 2/3 вашей продукции экспортируется в Россию и то, что ваши молочные продукты очень хорошего качества. Но они подверглись запретам. Это происходит не впервые, Россия регулярно прибегает к подобным мерам, было и «польское мясо», и «голландские цветы»...


«Восточное партнерство» предоставит возможность получить для ваших продуктов сертификат Евросоюза, не только для молочной, но и для всей остальной продукции.


Естественно, это будет не сразу. Но если вы получаете такой сертификат, то гарантия того, что ваша продукция будет поставляться в европейские страны, действительно есть. Идея «Восточного партнерства» дает возможность Беларуси стать частью внутреннего рынка Европы. Если вы действительно хотите надежного партнера, мы — надежный партнер.


— Расскажите, пожалуйста, чем обязаны Нидерланды своему экономическому успеху?


— Действительно, наша экономика развивается очень большими темпами. Более 60% национального продукта экспортируется. И уровень благосостояния довольно высокий в стране. В первую очередь имеет значение качество нашей работы. Голландцы очень много работают.


— Действует протестантская этика труда?


— У нас есть и католики, и протестанты, а полстраны вообще неверующие... В Нидерландах типичной характеристикой является то, что люди любят рисковать и вкладывать средства во что–то новое. Создавать новые предприятия, даже если это связано с риском, но этот риск можно просчитать. Кстати, идея свободной торговли непосредственно сформулирована именно в Голландии. Наши предприниматели являются чемпионами продаж на международном уровне. Всему миру известны такие марки, как «Филипс», «Ройял датч–шелл групп», но, наверное, не все знают, что это голландские компании...


И все же около 50% компаний в Нидерландах — семейные. У нас самые большие фермы имеют не более 800 гектаров земли. Тем не менее фермеры создают крупные экономические конгломераты. Известный «Рабобанк» является не чем иным, как ярким примером фермерского объединения. Многие компании в нашей стране появились именно на основе фермерского капитала. Правительство же позаботилось о том, чтобы университеты были тесно связаны с сельским хозяйством. И если мы говорим об успехе сельскохозяйственной отрасли в Нидерландах, то это означает некий круг взаимосвязанных вещей, таких, как земля, банк, образование и т.п.


— А знаменитые голландские тюльпаны вы все же завезли к себе из Турции, не так ли?


— Да, но именно голландцы сделали из него настоящий продукт, торговый брэнд. Я думаю, у белорусского сельского хозяйства такое же большое будущее. У вас прекрасные земельные ресурсы, хорошее географическое расположение. Основа у Беларуси есть, главное — развивать это дальше. Наверное, стоит уделить большее внимание частному бизнесу на селе, а также создать возможности для работы фермеров в каких–то больших группах. Надо привлечь как можно больше инвесторов из Голландии, мы вместе с министром иностранных дел Мартыновым обсуждали эти вопросы.


— В завершение нашей беседы хотелось бы поблагодарить в вашем лице всех нидерландцев, которые активно участвуют в программе помощи чернобыльским детям...


— На самом деле голландцы очень гордятся своим участием в ней, потому что это одна из национальных черт — отзывчивость к проблемам других людей. Хотя нидерландцы и трудоголики, усердно работающие на свое благо, но они помогают и другим людям, имея большое сердце. То, что в течение более 20 лет Нидерланды помогают Беларуси преодолеть проблемы Чернобыля, — не решение правительства, а исключительно частная инициатива. И это помощь постоянная, не разовая. Около тысячи детей из Беларуси ежегодно приезжают в Нидерланды. Причем не только на каникулы, но и в учебное время, вместе со своими учителями, имея все возможности для продолжения своей учебы.


Мы хотели бы достичь договоренности с Правительством вашей страны, чтобы упростить систему приезда детей. Ведь пока существуют определенные ограничения — например, ребенку должно быть не больше 14 лет и он не имеет права на более чем 3–разовую поездку. Эти регламентации не способствуют улучшению отношений и проявлению доброй воли людей... Мы надеемся, что Беларусь поймет наши самые искренние устремления.


— Что бы вы хотели пожелать своему преемнику?


— Сейчас мы находимся в таком промежутке, когда у нас очень много надежд на будущее. Конечно, есть проблемные вопросы, которые надо решать, но возможность стать ближе друг к другу сегодня более реальна. Будем надеяться, что следующий глава дипмиссии станет постоянным представителем в этой стране. Но танцевать танго надо вдвоем.


— А какой танец популярен в вашей стране?


— Самый лучший танец был, когда мы выиграли Кубок Европы по футболу...


— Спасибо за беседу!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter