“Большая восьмерка” будет еще больше?

Сегодня в Санкт-Петербурге открывается саммит “большой восьмерки” Эта влиятельная мировая организация была создана более 30 лет назад на пике первого нефтяного кризиса. В нее входят США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Канада, Италия, а с 1998 года — и Россия. На долю этих стран приходится половина всего мирового экспорта и промышленного производства.
В нынешнем году Россия впервые председательствует в “большой восьмерке”. Пожалуй, никогда прежде встреча лидеров этого “закрытого клуба” не вызывала столь резко противоречивых суждений. Тональность многих зарубежных комментариев отличалась пессимистичной минорностью по поводу роли России в нынешних международных делах. Звучали даже призывы игнорировать петербургский форум. Но можно ли сегодня игнорировать Россию?
Конечно, в “восьмерке” она до сих пор выглядит “выбивающейся из правил”. Ее критикуют и за выстраивание “вертикали власти”, и за отказ от выборов губернаторов, от некоторых зарубежных рецептов “лечения от прошлого”, и за многое другое.
Но надо знать, чем стали
90-е годы для России. Экономика страны была разрушена настолько, что со стороны могло сложиться впечатление, будто это государство получило сокрушительное военное поражение. Настроение в обществе, где большинство лишилось всех своих предыдущих сбережений и оказалось на грани выживания, а меньшинство сказочно обогатилось, не предвещало ничего хорошего в перспективе. Переход государства из одной политической системы в другую оказался на практике совсем не таким, как представлялось в теории. Однако, сравнивая Россию рубежа 2000 года и нынешнюю, мало кто возьмется утверждать, что она не смогла справиться с бурями. Сегодня корабль российской государственности похож на танкер (топливный), уверенно идущий вперед. И от его курса зависит многое в мире. Борьба за доступ к природным ресурсам становится характерной чертой нынешнего времени.
Тема энергетической безопасности на саммите “большой восьмерки” будет одной из главных. Россия — это четверть европейского газа, и она же — один из мировых нефтяных лидеров. Какие правила должны действовать на “углеводородном рынке”? Может ли энергетика быть фактором внешнеполитического давления? Перекрытие газового краника для несговорчивых — случайность или распространенная практика будущего? Как должна формироваться цена на “черное золото”? Могут ли иностранные компании участвовать в разработке национальных недр, или принятый Госдумой РФ законопроект, согласно которому легализуется монополия “Газпрома” на экспорт российского газа, эталон и для других сырьевых держав?
Эти вопросы являются ключевыми при определении будущего глобального развития.
Что же касается критики России за отступление от либеральных западных канонов и призывов исключить ее из “тесной компании восьми”, то премьер-министр Великобритании Тони Блэр на брифинге заявил, что речь идет не о сокращении “клуба влиятельных”, а о его расширении. По крайней мере сам Тони Блэр намерен на петербургском саммите предложить включить в состав “восьмерки” еще и Китай, Индию, Бразилию и Мексику. По его мнению, это поможет достичь согласия по трем важнейшим проблемам — изменению глобального климата, торговле и Ирану.  Мир сегодня все больше напоминает команду альпинистов, где все зависят друг от друга. И поэтому в выстраивании глобальной политики необходимо учитывать мнения максимально широкого количества стран.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter