Бодался теленок с рынком...

По ее словам, вес животного определили народным методом — с помощью сантиметровой ленты, потом, связав ему ноги и уложив на воз, отвезли на ферму, пообещав выплатить по 6 800 рублей за килограмм живого веса.

В конце апреля в редакцию «Белорусской нивы» из Бобруйска позвонила читательница и рассказала, что ее мать, которая проживает в одной из деревень Рогачевского района, продала местному сельхозпредприятию теленка.

По ее словам, вес животного определили народным методом — с помощью сантиметровой ленты, потом, связав ему ноги и уложив на воз, отвезли на ферму, пообещав выплатить по 6 800 рублей за килограмм живого веса.

По нынешним меркам, на мой взгляд, маловато. Впрочем, такое мнение вскоре возникло и у хозяйки. Еще больше расстроилась она после того, когда узнала, что в других районах цены значительно выше — до 9, 10 и даже 11 тысяч рублей за килограмм живого веса. Однако что могла сделать старушка, когда теленок был уже на ферме? Забрать его назад, чтобы продать другому покупателю по более выгодной цене, пустить под нож? Растить себе? Потребовать большую оплату?

Понять женщину, которая искренне переживала за свою мать-сельчанку, несложно. Чтобы прояснить ситуацию, мы позвонили в  сельхозпредприятие, которое купило того самого теленка. Правда, как нам поведали работники бухгалтерии, закупочная цена определена не по 6800, а по 7400 рублей за килограмм живого веса. А потом за него можно будет бесплатно (?) получить полтонны сена и приобрести 100 килограммов зерна по льготной цене. Плюс дотация по 1550 рублей за килограмм. Что же касается контракта, то со сдатчиком его заключили на ферме прямо во время сделки. В нем оговорены все условия купли-продажи.

Но можно ли старичку или старушке в спешке вникнуть во все тонкости условий? Многие соглашаются с тем, что объяснит местное начальство — бригадир, заведующий фермой, бухгалтер или зоотехник, которые к заготовке молодняка имеют самое непосредственное отношение. Люди верят им на слово. А если что-то недоскажут?

Чтобы окончательно прояснить ситуацию с закупочными ценами, корреспондент «БН» обратился в главное аграрное ведомство страны и был немного удивлен. Как оказалось, единых требований на сей счет нет. Каждое хозяйство в начале года определяет закупочные цены исходя из своих возможностей, рассказали его специалисты. И показали информацию о них на молодняк крупного рогатого скота для комплектования комплексов и ферм на 3 марта. В Брестской области, например, они колебались от 10 тысяч до 18 450 рублей за килограмм (от населения) в зависимости от среднего веса, в Витебской — от 6 до 10 тысяч, в Гомельской — от 4 835 до 6 600 рублей, Гродненской — от 10 тысяч до 14 300 рублей за килограмм.

Разница, как видим, существенная. Но одни, у кого закупочные цены пониже, предлагали потом их восполнить сеном, зерном, другими видами фуража, у кого повыше — таких стимулов поменьше. А может, они и вовсе не нужны? Не установить ли единую закупочную цену на молодняк, как, скажем, существует она на молоко? Тогда все будут поставлены в равные условия:  продал человек теленка — заплатите ему по единой закупочной цене. А понадобится потом ему купить зерно, сено, солому — купи у хозяйства. Тогда каждый будет исходить не только из собственных возможностей, но и экономической целесообразности, цены своей продукции. А как думаете вы, заготовители и сдатчики?

Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter