Блондинки вышли из моды. Но «Амфора» навсегда останется «Белой»

Итоги витебского фестиваля
Итоги витебского фестиваля

Пышная женщина на подиум не вернется никогда. И кто только распространяет эти сладкие обещания, что стандарт 90–60–90 скоро выйдет из моды, что нам всем можно будет наконец «сойти» с диеты, принять округлые формы кустодиевских муз и — в модели? Дорогие женщины, это хотя и желанный, но всего лишь миф. Более того, с каждым годом пропорции идеальной красоты будут уменьшаться. До тех пор, пока фигура среднеевропейской модницы не приблизится к стандартам точеного силуэта маленькой японской гейши. Да и целиком Восточная Азия нас всех очень скоро преобразит до неузнаваемости. Об этом я узнала в Витебске в прошлый уик–энд на юбилейном, 10–м, открытом конкурсе модельеров–дизайнеров и манекенщиц агентств моделей «Белая амфора».

В предыдущие годы на «Белой амфоре» мы как–то все больше спорили о моде, по художественной части выясняли, какие фасоны, ткани и цвета актуальны, перед модельерами ставили сверхзадачу — сделать наши предприятия легкой промышленности конкурентоспособными... Но вся эта пустая болтовня вмиг утихла, когда европейские текстильные отрасли попали в плен китайского дракона. Благодаря дешевизне рабочей силы и развитости сырьевой базы (Китай — один из крупнейших производителей хлопка в мире) очень дешевая китайская одежда буквально заполонила мировые рынки. Французы первыми опомнились, что национальный текстильный рынок надо спасать, и пригласили китайцев к переговорам: мол, не обижайтесь, но квоты на импорт мы все–таки повысим. Францию поддержали и другие европейские страны — члены ЕС (прежде всего Италия и Испания — это как раз те страны, где наши дизайнеры покупают ткани и фурнитуру). Текстильная война между Европой и Китаем только развязалась и рано делать какие–то выводы, но российские и белорусские модельеры, участники «Белой амфоры», пригорюнились: а нужен ли их труд сегодня вообще, если Китай готов обуть и одеть весь мир с головы до пят? Уже сейчас основная масса наших горожан носит китайский ширпотреб — живи да радуйся. Члена жюри «Белой амфоры» профессора из российского города Иваново зав. кафедрой текстильного дизайна технологического университета Наталью Мизонову я пригласила удивиться тому, что в Беларуси до сих пор нет ни одного магазина авторской одежды, на что Наталья Георгиевна мне мудро ответила: «Так, значит, она и не нужна». Кстати, в Иваново бутиков тоже нет. И молодые российские дизайнеры, как и наши, тоже возят свои авторские коллекции на продажу в Москву.

Однако у белорусских художников есть одно преимущество: все выпускники кафедры дизайна Витебского государственного технологического университета трудоустраиваются на предприятиях по распределению. Декан художественно–технологического факультета Галина Казарновская отмечала, что на фирмах по пошиву одежды и зарплата высокая. Более пессимистично на перспективы студентов смотрит Наталья Мизонова — не иначе как молодостью и глупостью назвала она стремление российских подростков осваивать профессию модельера–дизайнера.

Да, молодость! Да, глупость! Но, к сожалению, мы говорим о недостатках, которые слишком быстро проходят. И если бы не «Белая амфора», не знаю, где еще можно было бы напитаться дерзкими идеями наших молодых кутюрье, их стильными коллекциями, сексуальными голыми животиками холеных манекенщиц и главное — атмосферой витебского конкурса, которую все высокие гости из Беларуси, России, Польши и Франции etc. называют особой, интеллектуальной.

Каждый год режиссер–постановщик конкурса Марина Романовская умеет придумать «манок», на который слетаются профессионалы моды и папарацци, и потом еще долго после «Белой амфоры» обсуждают витебское событие в прессе. «Ноу–хау–2005» от Марины Геннадьевны — это конкурсный показ моды для собак в номинации «Fashion Dog». Здесь модельеры утверждались в том, что не только людей — собак могут одеть от хвоста до кончика носа, и не одним только намордником живы собаки, а в перспективе магазины типа «Кот и пес» можно оснастить кронштейнами с модной одеждой. Концерт, где по подиуму ходили расфуфыренные собачки, стал, пожалуй, самым неожиданным и веселым шоу за всю десятилетнюю историю «Белой амфоры». В номинации «Мода для собак» абсолютной победительницей вышла модельер из Витебска Наталья Каспирович.

В основном конкурсе модельеров–дизайнеров обошлось без неожиданностей — стабильный Гран–при–результат показала дизайнер витебского ОАО «КИМ» Марина Давыдова (коллекция «10 мега пикселей»). Марина третий конкурс подряд становится главным призером «Белой амфоры». В этом году ее приз «завесил» на 800 у.е. Пока белорусские представители австрийской корпорации «JUKI» вручали Давыдовой конверт, я недоумевала: «Отчего это так происходит? Марина — талантливый и опытный модельер, ее авторские коллекции всегда остромодны и красивы, но одежда предприятия «КИМ» (где Давыдова работает) по–прежнему оставляет тяжелое впечатление. Эти синие и красные тренировочные костюмы даже манекенщиц уродуют...» После торжественной церемонии Марина пришла за кулисы и немного меня успокоила: «Идеи из моей новой коллекции будут внедряться в производство. На байках и майках, например, наше предприятие готово использовать мою фирменную печатную набивку, так что в следующем году, возможно, бледной одежда «КИМа» вам не покажется. Вдобавок при «КИМе» мы открыли с коллегами дизайн–студию, где в свободное от основной работы время проводим консультации, шьем авторскую одежду и учим желающих красиво одеваться».

Город Витебск, по моим наблюдениям, — это пока единственный населенный пункт в Беларуси, где именно мужчины хотят выглядеть стильно. Многие парни отдают явное предпочтение лабораторным работам витебских художниц. С каким кайфом демонстраторы одежды из агентства «Персон» носят не только на подиуме, но и в миру бесформенные брючки с вывернутыми карманами. Их кумир — модельер Людмила Тараканова. В мире белорусской моды Люда, наверное, первый дизайнер, которая позволила оголить животик мужчинам. Ее коротенькие рубашки из коллекции «Вишенки» попали как в мой личный список фаворитов конкурса, так и жюри «Белой амфоры–2005» присудило Таракановой первую премию в номинации «Мужчина и женщина».

Вот, пожалуй, две названные коллекции — «10 мега пикселей» и «Вишенки» — могут носить покупатели, не склонные строить из себя клоунов (кстати, среди гостей фестиваля сразу нашлись «баеры» одежды от Давыдовой). Любителям эксцентрики я бы рекомендовала коллекцию студента Ивановской государственной текстильной академии Артема Низова. Модельер в своей коллекции «Пришла и говорю» советует женщинам цеплять на пышные юбочки и платьица игрушечных зайцев, что может означать: «с барского плеча я отстегну тебе зайцев» или — «не отстегну» — зависит от настроения девушки, которая купит у Артема такое платье. Ивановский же студент Илья Шагалов предлагает карманы в юбках выправлять наружу, побольше набивных цветов и буклей на ткани, желательно «мятой»... Российские модельеры всегда отличались от наших щедростью украшательских «примочек» в коллекциях. Белорусские дизайнеры, участники конкурса «Белая амфора», наоборот, изо всех сил старались аккуратно «попасть» в актуальную сезонную моду: расшитые, декорированные ручной вышивкой ткани, где легкая театральность в одежде соседствует с современной интерпретацией этнического стиля. Образ белорусского мужчины–2005 на «Белой амфоре» — это нечто среднее между расхлябанно–цыганским Брэдом Питтом из кинофильма «Большой куш» и слегка взлохмаченным Лявоном или Нестеркой (такой белорусский народный акцент в костюме). Для пошива женской одежды молодые дизайнеры используют в основном кружево, оборки, бантики... Многослойные юбки, платки и шали по–прежнему в моде. Но главный акцент подиума — аксессуары. Даже в рекламном показе компании «Милавица» манекенщицы были одеты не только и не столько в белье, сколько в бесчисленную россыпь ярких поясков, сумочек и браслетов. Сексапильное зрелище. Весьма.

И на десерт было шоу. Но только для взрослых. Студия моды Сергея Нагорного в конкурсе агентств моделей «Белая амфора» завоевала Гран–при. И как эффектно! Абсолютно потерянные в предыдущие годы, на этот раз минские воспитанницы Нагорного показали себя шикарно. В гламурных белых корсетах и чулочках каждая из пяти «помпадурш» Нагорного вызывала бурю эмоций и аплодисментов в зале, когда появлялась на подиуме. Первая — вышла с плеткой, вторая — вооружилась шпагой, третья — притащила в зал чучело птицы. Еще были две «маркизы» — одна с собачкой, другая в маске... Эта дивная компания покорила жюри, конечно же, не потому, что так аппетитно и агрессивно дефилировала. Самое главное — манекенщицы минской студии моды с прическами попали в точку. Изысканно уложенные волосы ну просто очень модные в этом сезоне. Сейчас каждая прядь волос должна быть идеальной. Времена домашних начесов канули в Лету. Так, у девушек Нагорного волосы были уложены в форму «бабетты» или улья, из них допустимо выпадали одна или две пряди. Когда–то в XIX веке такие прически смешно назывались «Помпадур в волнении». Сейчас я бы назвала это просто: «Жертва моды».

И последняя пикантная подробность сезона — блондинки ну совсем вышли из моды. Манекенщицы «Белой амфоры» строили из себя греческих богинь: все в белом, они носили по городу короткие золотые прически (а–ля McQueen). Это когда головка такая аккуратненькая, с мелкими упругими завитками цвета коньяка или меди — не девушка, а просто видение, ангел... Если у вас до сих пор гладкие платиновые волосы — это моветон. Поскорее от них откажитесь, — например, можно завить слегка и добавить русых прядей и... Удачи в модном бизнесе!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter