Без срока годности

Просрочка: Как не попасться на удочку ушлых продавцов

Летом опасность подстерегает нас едва ли не на каждом шагу. Солнечный или тепловой удар, ожоги от борщевика, укусы насекомых, холодные и неизведанные водоемы. И пищевые отравления, в том числе и просроченными продуктами. Как сохранить свое здоровье и не попасться на удочку ушлых продавцов, знает председатель ОО «Защита прав потребителей «СОДРУЖЕСТВО» Вячеслав Шмат.

Супермаркет по улице Максима Горецкого, 73 в Минске. Вместе с сотрудниками общественного объединения заходим в торговый зал. Наша цель — отыскать просроченный товар, который может навредить здоровью. Затеряться в толпе не получается — мы пришли к самому открытию магазина. Пока профессионалы осматривают полки и витрины с продуктами, Вячеслав Станиславович ожидает на улице. К чему такая конспирация? В лицо Шмата знают практически все, кто занят в минской торговле: от заведующей магазином до рядового продавца и кассира. Первый «улов» просрочки — уже спустя 15 минут. Это 4 торта. Деньги за них отданы, чеки и их копии получены. Дело за малым — книгой замечаний и предложений. Оставив в ней жалобу, мы можем вернуть сумму, уплаченную за товар с истекшим сроком годности. То, что Шмат здесь персона нон грата, видно невооруженным глазом. Книгу замечаний ему едва ли не бросают в лицо. Причина недовольства выясняется позже — месяц назад здесь уже находили просроченную продукцию. Информация о ней пошла в городскую эпидслужбу. Увы, урок не пошел впрок. Аппетитное лакомство, которое мы купили, имеет срок годности в 120 часов и должно было исчезнуть с витрины в 5—6 часов утра. Вернее, вечером предыдущего дня, учитывая, что магазин открывается в 9 утра. И такие страсти из-за нескольких часов просрочки? Но ведь большинство покупателей заканчивают рабочий день в 18.00, в магазин попадают ближе к 19.00, чай с тортом пьют и того позже. Вот и считайте, сколько «лишних» часов набегает. К слову, чаще всего магазины грешат просроченными тортами и пирожными. А также молочными продуктами, пресервами, колбасой, красной рыбой, детским питанием. Но вернемся к нашим тортам. Заявление на возврат денег за продукцию с истекшим сроком годности написано, чеки приложены, деньги возвращены, продукты сняты с продажи. Заявителям в течение 15 дней придет письменный ответ, в котором их проинформируют о принятых мерах.

Следующий объект закупки — магазин на проспекте Машерова, 51. Первыми в него снова заходят сотрудницы объединения, через 20 минут идем за ними. Сначала кажется, что просроченных продуктов питания здесь днем с огнем не сыщешь. По крайней мере, нашим помощницам удалось отыскать лишь 4 бутылки подсолнечно-кукурузного масла с истекшим 38 суток назад сроком годности и пакет конфет с нугой. Но опытного Шмата вокруг пальца не обведешь. Он прямиком отправляется в колбасный отдел. Наметанный взгляд из множества мясных и мясорастительных деликатесов выхватывает несколько батонов вареной колбасы «Чайная», которая неделю как уже не годна к употреблению. И зельц «Любительский новый» — он и вовсе продается без опознавательных знаков: на всех 3 батонах умышленно сорвана дата изготовления. Заместитель заведующего разводит руками, мол, не давала я такого задания, это все молодые да бестолковые продавцы. Да, в торговле сейчас нехватка квалифицированных кадров, соглашается Вячеслав Станиславович. Во многих магазинах за прилавком стоят педагоги, швеи, некоторые вообще без образования. Только покупатель-то тут при чем?

Тем временем в корзину Шмата ложатся три упаковки сока березово-апельсинового, бутылка вина «Ркацители», два подарочных набора конфет «Папараць-кветка», сладость мучная «Медовая». Почти джентльменский набор. Только не хотелось бы мне быть дамой, к которой придут в гости с такой корзинкой. Через кассу эти продукты не проводят, чтобы меньше мороки по возврату денег было, а отмечают в книге замечаний и предложений, что при посещении магазина в реализации находилась и предлагалась к приобретению продукция с истекшим сроком годности. В списке — все вышеперечисленное. Кроме того, Вячеслав Шмат просит дать письменный ответ о дальнейшей судьбе просроченных продуктов и принятых мерах во избежание повторения подобного.

Еще один сетевой магазин — на Романовской Слободе, 14. Небольшой по размерам, он забит покупателями, как говорится, под завязку. Что, впрочем, неудивительно, потому как попали мы сюда в обеденное время. Затеряться в толпе посетителей несложно, так же как и найти просрочку. 20 минут — и корзина полна продуктов с истекшим сроком годности и без даты изготовления, хотя на часах всего 13.30. Чаще всего они, по наблюдениям Вячеслава Шмата, занимают место на прилавках и в холодильниках после 19.00, когда контролирующие и надзорные органы завершают свою работу. А самые ходовые дни выкладки таких товаров — выходные и праздничные. Человек спешит за город и кладет в корзину все подряд, не обращая внимания на этикетки, сроки годности и внешний вид. В лучшем случае ему попадется спиртное, срок реализации которого истек месяц назад, в худшем — какой-нибудь майонезный салатик из залежавшихся продуктов. Так что лучше не терять бдительности. Замечаю, что не жалуют нас и здесь. Но это не смущает моего собеседника. Потому что он — за качество и за честность в отношениях «продавец — покупатель». А какая может быть честность, когда нам предлагают некачественные товары? Часть продуктов приобретается официально через кассу, остальные оставили свой след в книге замечаний и предложений. Здесь появляется запись о том, что в магазине находились в реализации и предлагались к приобретению алкогольная продукция с истекшим сроком хранения, виноград зеленый, шоколад молочный. И если шоколадом, пусть и без даты изготовления, отравиться довольно сложно, то от зеленого винограда с явными признаками плесени вполне реально потерять здоровье. Пишем дальше. Охлажденный мясной фарш, 13 упаковок по 500 граммов, был повторно заморожен. Заканчивается обращение стандартно: «прошу дать письменный ответ, была ли снята с реализации продукция, указанная в замечании, и как были наказаны виновные лица». А как они могут быть наказаны? Штрафом, объясняет Вячеслав Шмат. Его выписывает городская санстанция. При чем тогда здесь общественное объединение? Механизм, по словам Вячеслава Станиславовича, довольно прост: как обычный покупатель он берет просроченные продукты питания, затем уведомляет об этом руководство магазина и Минский городской центр гигиены и эпидемиологии. Так он защищает потребителя. Итог сегодняшнего дня —
3 магазина и 7 жалоб. Итог прошлого года — более 100 магазинов замечены в продаже просроченных продуктов питания, информация по ним направлена в городской центр гигиены и эпидемиологии. Все виновные привлечены к административной ответственности. 

------------------------------------

Кстати

В 2014 году проверено более 17 000 объектов торговли, общественного питания и придорожного сервиса. Нарушения санитарных норм и правил выявлены более чем в 14 000 — это 8 из 10. По фактам нарушений вынесено почти 9000 постановлений о наложении административного взыскания на общую сумму более 13 миллиардов рублей, выдано 3825 предписаний о запрете реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, 1586 предписаний о приостановлении эксплуатации объектов.

------------------------------------

Фото: Елена МИСНИК

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter