Без мистики

Почему к режиссеру Максиму Сирому не приходят по ночам музы?
На днях случилось мне стать одним из первых зрителей нескольких новых видеоклипов, которые появятся в эфире музыкальных телеканалов Беларуси уже в сентябре. Должна сказать, впечатления получила самые неожиданные. Впрочем, чтобы попытаться их описать, не обойтись вначале без неизбывного штампа: «Неужели так могут снимать у нас?» С другой стороны, в такой реакции мало странного. Достаточно сравнить первые опыты наших клипмейкеров с музыкальным видео, которое на Западе снимается намного дольше. Дело опыта, как говорится. Тем не менее явные подвижки в сторону обретения своего почерка налицо. О том, как развивается этот процесс, рассказал один из самых востребованных сегодня режиссеров Максим Сирый. Среди его работ — клипы для Сергея Пукста, Атморави, для групп «J_Морс» и «Нака», для авторского проекта солиста группы «beZbileta» Виталия Артиста.

— Максим, твоя карьера на телевидении складывалась вполне успешно. Почему ты решился уйти в самостоятельное плавание? Ты знал, что все получится?

— Я и сейчас в этом не уверен. Я ушел с телевидения, чтобы научиться снимать видеоклипы. Когда научусь — займусь чем–нибудь другим. Многие клипмейкеры мечтают об игровом кино. И я не исключение. Не зря же я учился на режиссера. Но пока говорить об этом рано. Как клипмейкер я себя ощущаю в самом начале пути. Равняюсь на таких мастеров, как Спайк Джонс, Корбейн, Мишель Гондри, которые снимают клипы для Бьерк, «Депеш Мод», «Роллинг стоунз».

— Твой фирменный стиль — совмещение видеосъемки и компьютерной графики или анимации. «Картинка» в результате получается насыщенной и многомерной. Как у тебя рождается идея клипа? Сложно представить, что один человек в состоянии сразу «увидеть» такой сложный визуальный текст.

— Все происходит без мистики. Никакие музы ко мне по ночам не являются. Это обыкновенная работа. Я просто не сотрудничаю с артистами, чье творчество мне неблизко. Обычно мне приносят песню, я ее слушаю и предлагаю несколько сценариев. Иногда у артистов уже есть готовые идеи. К тому же я работаю не один. Помимо режиссеров, есть огромное количество интересных художников, аниматоров, дизайнеров, которые ищут возможности для творческой реализации. Музыкальное видео — благодатная почва для этого.

— Каково тебе выживать в конкурентной среде?

— Я бы сказал, клипмейкеров в Беларуси не так уж и много. Есть Владимир Янковский, который снимает масштабные полотна для пафосных поп–певцов. И есть несколько энтузиастов, которые работают с представителями так называемой альтернативной сцены. Я, например, дружу с Матвеем Сабуровым, который снимает клипы для «Ляписа Трубецкого» и «Мерри Поппинс». Мы делимся впечатлениями, новостями, критически оцениваем творчество друг друга. Есть еще замечательный режиссер Алексей Терехов, который также снимает ролики для группы «Ляпис Трубецкой». Работают, наверное, и другие режиссеры. Но это уже выходит за пределы моего профессионального интереса. Наверное, для Беларуси такого количества клипмейкеров пока достаточно. Все артисты хотят снимать клипы. Но далеко не у всех есть на это средства.

— Как известно, в странах, где шоу–бизнес — мощная индустрия, видеоклипы служат рекламой новых дисков. Не секрет, что у нас артисты пока не зарабатывают на продажах своих альбомов. В таком случае какую функцию клип выполняет в наших широтах? Это реклама не музыкального продукта, а самого артиста?

— Действительно, пиратство для нас — огромная проблема. Если кто–то и покупает диски, то предпочитает сотрудничать с пиратами. Нет у нас культуры музыкального потребления. Почти нет клубов с живой музыкой, как и специализированной музыкальной прессы. Нет хороших продюсеров. Но это вовсе не белорусская проблема. Такая же ситуация во многих странах. В России нераскрученным артистам нужно самим искать, где бы выступить, обивать пороги радиостанций, звонить журналистам. А клипы белорусским артистам нужны для того, чтобы расширять слушательскую аудиторию. Мы ведь все время двигаемся вперед. Пять лет назад ситуация была много хуже. А десять лет — тем более. Это значит, что спустя какое–то время будет лучше. Вообще, хотелось бы вспомнить мысль, высказанную театральным режиссером Виталием Котовицким, которая показалась мне разумной. Он как–то рассуждал о том, что задача творческих людей в настоящий отрезок времени — максимально впитывать информацию. Впитывать различные культуры — европейскую, азиатскую, американскую, чтобы, переработав, создавать что–то новое на нашей почве. Если мы вспомним, к примеру, выдающихся рок–музыкантов, таких как Тина Тернер или Принс, выяснится, что они были взращены на стыке культур, впитали кросскультурные традиции. Больше знаний — шире поле для творчества. Это очевидно. Что касается нас, то мы еще слишком юны, как мне кажется, для подобных амбиций. Нам еще надо долго учиться. И не стесняться того, что не все сразу получается.

Кстати

Максим окончил факультет телевизионной режиссуры в Белорусской академии искусств. Делал популярную программу «Потемки» на Первом музыкальном об альтернативном искусстве. Работал над «картинкой» Первого Национального телеканала в дизайн–центре, был режиссером утреннего шоу «Добрай ранiцы, Беларусь!». Но внезапно понял, что хочет заниматься только производством видеоклипов. После первых удачных работ музыканты выстроились к нему в очередь. К примеру, топовая группа «J_Морс», оставшись довольной клипом на хит «Принцесса», заказала Максу новый ролик. Так же поступил и Виталий Артист. Коллеги Макса шутят, что осенью его продукт займет едва ли не 70 процентов музыкального эфира.

Фото Артура ПРУПАСА, «СБ».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter