Берегиня по имени Надежда

Для Надежды и Ивана Петрушко Беларусь стала родным домом. И в радости, и в беде они испытали на себе, каким образом эти родные стены помогают. Хотя первые годы жизни в Витебске Надежда, кстати она является постоянной участницей города мастеров, думала о том, как им вернуться к себе в Черновицкую область Украины, где их с мужем и сыном ждала вся родня.

— У нас на родине сильны традиции предков. Например, мужчина ездит на заработки по свету, но женщина, его жена, должна думать, когда и как их семья вернется в отчий дом. Она первая говорит об этом, — рассказывает Надежда Ефимовна.
Но как сложилось, так сложилось. 35 лет семья Петрушко живет в рабочем поселке Руба под Витебском, там, где добывают известный во всем мире доломит. Иван как специалист по ремонту оборудования для строительных заводов стал начальником филиала республиканского предприятия “Спецремонт”. Надежде суждено было именно здесь, в Беларуси, стать признанным мастером вышивки, членом Союза народных мастеров Беларуси. Она вышивает свои берегини, так на Украине называют национальные узоры, всем на радость, себе — на потеху и обучила этому ремеслу не одну сотню девчонок. А в 2001-м году стала председателем Витебского городского общественного объединения украинцев “Родислав”.
— Окончательно я перестала думать о возвращении в Буковину в день, когда сын давал присягу в армии на белорусском языке, — говорит Надежда. — Я подумала, здесь он родился, вырос и присягает на верность Родине. Значит, мы отсюда никуда...
В правильности сделанного выбора Иван и Надежда еще раз убедились, когда в очередной раз в 1994-м приехали в отпуск в Ржавенцы. Там все заводы или закрывались, или переходили в частные руки. Нужны были немалые деньги, чтобы начать собственное дело. А где их взять? У себя на родине они могли в лучшем случае пойти на рынок торговать, но такая перспектива им не нравилась.
— Здесь — стабильность, — сделали вывод супруги, — а ее ни на какие деньги не променяешь.
Родное село Петрушко Ржавенцы — это 3000 домов, все крепкие, зажиточные. А центральная улица тянется 12 километров. Вокруг — прикарпатские леса, до Днестра — рукой подать, а граница с Румынией — через 30 километров. Иван окончил Черновицкий индустриальный техникум и в 1972 году получил направление в Витебск на комбинат известковых материалов. А через год приехал в село в отпуск и увез с собой восемнадцатилетнюю Надю.
Иван целыми днями пропадал на работе, вскоре начальство оценило рабочую хватку молодого специалиста, который успешно продолжал учебу в институте, и доверило ему целое хозяйство крупного предприятия. Иван Петрушко стал заместителем главного механика ПО “Доломит”.
Когда Надежда ждала ребенка, чтобы не скучать, вышивала. С пяти лет она освоила любимое в их краях ремесло вышивки, научившись рукоделию у матери и бабушки. И сегодня хранится у нее в шкафу платье с игольным кружевом, которое она руками сшила, когда лежала в роддоме на сохранении. Швы практически не заметны, как у настоящего произведения искусства. Шесть тысяч разновидностей швов знает вышивальщица Надежда, и из этого она не делает тайны, а щедро делится своим опытом с молодым поколением. Сначала Петрушко вела кружок в Рубовской школе, потом — в центре ремесел “Задвинье”. В 1996 году она впервые приняла участие в выставке белорусских рушников. Оказывается, украинская “берегиня” имеет сестру-близнеца полоцкую “берегиню”: узоры практически те же. В 1998 году Надежда Петрушко стала лауреатом 1-го республиканского фестиваля “Беларусь — моя песня”. Народное творчество украинской мастерицы постепенно вырастало из рамок традиционных изделий, Надежда стала вышивать иконы, ощутив в этом свое призвание и прославляя веру. При Свято-Пантелеймоновском храме в поселке Руба она ведет кружок “Мастерство, вдохновение, вера”, сотрудничает с Витебским духовным училищем.
— На Витебщине у меня появилось около трех тысяч учеников. Мне кажется, вместе с ними учусь и я. В них моя сила и знание, — признается Надежда. — Благодарю Бога за знания и талант, учителей и учеников, которых он мне посылает.
Шитые иконы она подарила Митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру и Митрополиту Минскому и Слуцкому Филарету.
Беда в их дом нагрянула нежданно-негаданно, 31 декабря 2004 года Иван Михайлович и сын Виктор попали в дорожную аварию. Машину скрутило так, что она не подлежала восстановлению, отец и сын были пассажирами, их с многочисленными переломами доставили в витебскую областную больницу сразу на операционный стол. В наиболее тяжелом положении оказался отец. Больше 12 часов медики боролись за жизнь Ивана, почти трое суток он не приходил в сознание. Белорусские хирурги спасли ему жизнь.
Я застала Ивана Михайловича в их рубовской квартире улыбающимся и бодрым. Он все еще в гипсе, из больничной палаты его выписали на пару недель на побывку домой. Супруги с благодарностью говорят о лечащем докторе Александре Горбунове, о хирургах Сергее Павлове, Валерии Булавкине, Юрии Москалеве.
— Когда мы уезжали с Буковины, родители нас благословили, они учили нас уважать обычаи, культуру той страны, в которой живешь. Господь хочет, чтобы мы были там, где нужны, — рассуждает Надежда. — Мы чувствуем, как белорусское государство заботится о нас, и мы отвечаем взаимностью.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter