Белорусские разносолы

БЕЛОРУССКИМ консервам удалось завоевать любовь даже самых привередливых гурманов: население с удовольствием покупает отечественные зеленый горошек, фасоль, огурчики и, конечно же, детское питание. В последнее время белорусские разносолы стали более востребованы и на внешнем рынке — помимо традиционно высокого качества, производители добились того, что и выглядят консервы не хуже зарубежных. О том, как сработала отрасль в прошлом году, и о планах на будущее корреспонденту БЕЛТА в интервью рассказала главный технолог отдела координации и развития овощной и крахмалопаточной отраслей концерна «Белгоспищепром» Зоя ПЕРЕСЯТНИК.

Загрузка мощностей консервных заводов нашей страны к 2015 году возрастет до 90 процентов.

БЕЛОРУССКИМ консервам удалось завоевать любовь даже самых привередливых гурманов: население с удовольствием покупает отечественные зеленый горошек, фасоль, огурчики и, конечно же, детское питание. В последнее время белорусские разносолы стали более востребованы и на внешнем рынке — помимо традиционно высокого качества, производители добились того, что и выглядят консервы не хуже зарубежных. О том, как сработала отрасль в прошлом году, и о планах на будущее корреспонденту БЕЛТА в интервью рассказала главный технолог отдела координации и развития овощной и крахмалопаточной отраслей концерна «Белгоспищепром» Зоя ПЕРЕСЯТНИК.

— Консервы белорусских производителей все чаще стали занимать «золотые» полки торговых центров, замещая импортную продукцию. Над чем работают производители, чтобы привлечь покупателя, что новенького теперь предлагают?

— Все большее внимание производители уделяют заготовке и переработке огурцов-корнишонов, которые пользуются хорошим спросом. Так, в прошлом году их выпуск увеличился на 5,4 процента. Поскольку 2010 год был урожайным на грибы, предприятия отрасли произвели из них консервов почти в 1,8 раза больше, чем в 2009-м. Выпуск консервов из фасоли возрос на 27,5 процента. И хотя фасоль еще приходится закупать за пределами республики, предприятия активно работают над удовлетворением потребностей внутреннего рынка.

У тех, кто внимательно читает состав ингредиентов на этикетке, большим спросом пользуются белорусские томатные соусы и кетчупы, так как в импортной томатной продукции присутствуют различные добавки, отечественные производители остаются верны своим традициям, используя только натуральные составляющие. Объем производства соусов и кетчупов в прошлом году вырос почти на 21 процент. Но здесь еще нужно поработать над упаковкой, потому что сейчас это в основном стеклянные банки.

Недостаточно пока в Беларуси выпускается консервированной кукурузы. Ее изготавливают в ОАО «Туров», которое имеет и опыт выращивания. Отдельные заводы в небольшом объеме производят консервы из замороженной кукурузы, закупаемой за пределами республики.

С учетом сложных погодных условий, сложившихся в 2010 году для выращивания зеленого горошка, отдельными перерабатывающими предприятиями (Глубокским и Гродненским консервными заводами, Быховским консервно-овощесушильным заводом) были приняты меры по дополнительной переработке сушеного и замороженного горошка.

Впервые за пять лет выполнено задание по производству томатов. Расширился ассортимент детского питания. ОАО «Гамма вкуса» (известное ранее как Клецкий консервный завод) начало производить растительно-мясные консервы в «тетра паках» объемом 200 мл, на Витебском плодоовощном комбинате освоили выпуск соковой продукции в такой же таре, на Малоритском консервно-овощесушильном комбинате — производство осветленных соков для детского питания. Причем основной акцент производители детского питания делают на выпуск пюре и соков с пониженным содержанием сахара или вообще без сахара. За 2010 год доля такой продукции составила около 30 процентов от общего объема выпуска.

— А удалось ли сократить импорт соков? Какова сейчас доля отечественной соковой продукции на рынке республики?

— Удельный вес продажи магазинами соков отечественного производства составил 71,8 процента. Это уже неплохой показатель, так как всего два года назад соотношение импортной и отечественной соковой продукции было равным.

— Завоевывают ли белорусские предприятия зарубежный рынок?

— Поставки на экспорт растут. Так, за 11 месяцев 2010 года он увеличился на 16 процентов по сравнению с соответствующим периодом 2009-го. Организациями концерна «Белгоспищепром» на экспорт отгружено на 40 процентов больше продукции.

На внешний рынок поставляются обеденные, закусочные консервы, кабачковая икра, березовый сок, концентрированные соки. Кроме того, в Россию реализовывались плодоовощные пюре-полуфабрикаты асептического консервирования. Каждое предприятие имеет свои контракты на экспорт. К примеру, Быховский консервный завод успешно продает продукцию в Россию, прорабатывает вопросы о поставке в США, Малоритский консервно-овощесушильный комбинат реализует консервы в Россию и Украину.

— В прошлом году был хороший урожай многих овощей, но явно не хватало ягод. Как выходили из ситуации консервные предприятия?

— Организациями, производящими плодоовощную консервированную продукцию, было заготовлено 49,1 тысячи тонн овощного сырья, или на 14 процентов больше, чем в 2009 году. Существенно увеличены объемы заготовки всех видов овощного сырья, за исключением огурцов и перцев. В 2010-м впервые осуществлялась заготовка и переработка цветной капусты и баклажанов. Принято на промышленную переработку 518 тонн грибов, что в 3,6 раза больше, чем в 2009 году.

Плодово-ягодного сырья также было заготовлено больше на 14 процентов. Причем предприятия отрасли стремились заготовить более разнообразное сырье, чтобы можно было расширить ассортимент выпускаемой продукции. По сравнению с 2009 годом объемы заготовки и переработки черноплодной рябины возросли в 4,1, земляники садовой — в 2,1 раза. Было заготовлено малины в 1,7 раза больше, сливы и черной смородины — в 1,6, груши — в 1,3, красной смородины — в 1,2 раза больше. Кроме того, перерабатывались ежевика и шиповник.

Были установлены рекомендуемые закупочные цены на сырье урожая 2010 года, поставляемое для промышленной переработки. Причем, учитывая погодные особенности (из-за засухи снизился урожай садовых и дикорастущих ягод, косточковых, в отдельных регионах наблюдалась низкая урожайность овощей), для того чтобы повысить материальную заинтересованность в сдаче продукции на консервные предприятия республики, эти закупочные цены неоднократно повышались.

— С 1 января 2011 года в силу вступили новые стандарты на плодоовощные консервы для детского питания. Оказались ли готовы к этому предприятия? Как скажется это на объемах производства и продажах, в том числе на экспорт?

— Производители детского питания перешли на требования, которые по показателям качества и безопасности гармонизированы с европейскими еще в конце 2009 года. Они заблаговременно подготовились к производству продукции по новым стандартам. Переход проходил на каждом предприятии по своему плану: заранее были выработаны опытные партии продукции, которые сертифицированы по показателям качества и безопасности, заказаны этикетки и упаковки с новыми реквизитами, отработаны режимы стерилизации.

Сегодня отечественная плодоовощная продукция по всем показателям качества и безопасности отвечает европейским требованиям, имеет высокие органолептические показатели, что не раз доказано наградами на международных выставках и конкурсах.

— В течение всей прошедшей пятилетки велась модернизация консервных заводов. Что удалось сделать за это время?

— За 2006—2010 годы на реконструкцию и техническое переоснащение организаций консервной отрасли вложено 454,4  миллиарда рублей, или в 1,5 раза больше задания.

За период реализации программы создано немало новых производств по выпуску плодоовощных консервов и соковой продукции. В их числе — завод фруктовых напитков «ВДХ» в городе Высокое, «Вастега» в Бресте, «Старая крепость» в Бобруйске, «Вланпак» в Смолевичах. Появились новые производства на Барановичском комбинате пищевых продуктов, КСУП «Брилево», на Гродненском консервном, Стародорожском и Столбцовском плодоовощных заводах, а также на Быховском консервно-овощесушильном заводе. Открыто новое производство быстрозамороженной продукции в Глусском райпо.

Проведено техническое переоснащение с установкой современного оборудования на Пружанском консервном заводе, Горынском агрокомбинате, Глубокском консервном заводе, в ОАО «Туров» и других.

— В нынешней пятилетке реализуется уже новая программа развития консервной отрасли. Что она собой представляет?

— Основная цель отраслевой программы — повышение эффективности работы перерабатывающих организаций и обеспечение окупаемости вложенных в реконструкцию финансовых средств за счет увеличения загрузки производственных мощностей, обеспечения дешевым качественным сырьем и выпуска конкурентоспособной как на внутреннем, так и на внешнем рынке продукции.

Перед предприятиями, которые провели реконструкцию и техническое переоснащение в предыдущей пятилетке, ставится задача к 2015 году достичь загрузки производственных мощностей не менее чем 90 процентов и экспортировать 25—30 процентов выпускаемой продукции.

Новой программой не предусмотрены значительная реконструкция и техническое переоснащение производств, потому что практически все предприятия были модернизированы в предыдущие пять лет. Сейчас нужно только наращивать объемы. В любом случае, все предприятия отрасли и в дальнейшем будут стремиться к тому, чтобы порадовать белорусов всевозможными разносолами.

Татьяна ЛОБАС, БЕЛТА

НА СНИМКЕ: цех розлива компании «Старая крепость» (г. Бобруйск, Могилевская область).

Фото Олега ФОЙНИЦКОГО, БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter