«Беларусь — песня моя!»

Владимир Каризна: У творческого человека должен быть внутренний «датчик»

В Кембридже поэт Владимир Каризна (на снимке) исполнил под аккордеон «Пасею гурочкi». Англичане поняли без перевода. Истоки его поэзии – в благословенной тиши белорусских дубрав. Его песни – искристая бодрость родников, вкус которых запоминается и становится родным навеки. Только глубоко чувствуя душу народную, можно писать слова, которые народ примет как свои собственные. Владимир Каризна — поэт-песенник, переводчик, член Союза писателей Беларуси, лауреат Государственной премии Республики Беларусь и премии профсоюзов. За создание текста Государственного гимна Республики Беларусь в 2002 году он был награжден орденом Франциска Скорины. Владимир Каризна, отметивший в нынешнем году свое 70-летие, — автор многочисленных поэтических сборников для взрослых и детей и более двухсот текстов к песням, среди которых известные всем «Зорачка мая», «Азёры дабрынi», «Салавей спявае», «Люблю цябе, Белая Русь». Песни на его слова исполняли Валентина Пархоменко и Наталья Гайда, Виктор Вуячич и Тамара Раевская, Ольга Шутова и Наталья Романская, Ядвига Поплавская и Александр Тиханович, ансамбли «Сябры», «Песняры», «Верасы». Самая первая его песня «Беларусь мая сiнявокая», написанная в 1958 году, до сих пор в репертуаре Национального академического народного хора Республики Беларусь имени Г.Титовича.

– Владимир Иванович, есть мнение, что на характер человека влияет не только воспитание и окружение, но и край, где он родился. Можно ли сказать, что развитию вашего поэтического дара способствовала ваша малая родина?

– Несомненно. Я родился в деревне Закружка, что недалеко от Минска, в краю лесов и криниц. А криницы символизируют чистоту, добро, жизнелюбие в человеке. Без природы, без деревенской красоты и добронравия, без моей реки Птичь, без леса с его вековыми деревьями поэт во мне, скорее всего, не родился бы. Не случайно моя малая родина дала Беларуси известного прозаика Ивана Грамовича. Он приезжал в нашу школу с Шамякиным и Танком. Для нас они были почти как боги.

– Вы помните, как первые «ростки» поэзии обрели благодатную почву в вашей душе? Что послужило толчком к поэтическому вдохновению?

– Первые строки родились очень рано, еще до школы. Я не умел читать, но уже сочинял незамысловатые, по-детски наивные стихи. Мои родители Иван Тихонович и Нина Константиновна, как и все деревенские люди, очень любили песни. Сам отец играл на балалайке, его с радостью ждали на «вячорках». Дома у нас имелся патефон и много пластинок. С особым удовольствием распевал арию индийского гостя из оперы «Садко» Римского-Корсакова. Возможно, именно то, что я жил среди народных песен и классических произведений, и определило мою судьбу.

– Как вы развили в себе дарование поэта?

– Любой талант может потускнеть и пропасть без труда. Я учился в Белорусском государственном университете имени Ленина на отделении белорусского и русского языка и литературы, бок о бок с Рыгором Бородулиным, Геннадием Буравкиным, Юрасем Свиркой, Кастусем Цвиркой, Янкой Сипаковым, Владимиром Павловым. Печататься начал в 1956 году. Мы дышали поэзией, учась друг у друга. Сразу после окончания университета уехал на Браславщину, в Опсу, в обычную сельскую школу. Учил детей любить родное слово, сочинять музыку и стихи... Там встретил свою будущую жену Аллу. У нас родился сын Володя. Именно в то время появились мои лучшие песни о любви, например «Азёры дабрынi», которую замечательно исполняла Валентина Пархоменко. Потом работал на Белорусском радио, в журнале «Полымя», в издательстве «Юнацтва» и «Крынiца».

– Каков основной лейтмотив вашего творчества? Над чем вы работаете с наибольшим вдохновением?

– Я сын нашей синеокой Беларуси. Пишу о тех и для тех, кто трудится и защищает нашу Родину. Она – моя муза. О Родине, как и о любви, поэты никогда не устанут писать.

Несколько лет назад я был в Кембриджском университете. По окончании встречи студенты у меня спросили: «Какая ваша Беларусь?» Я ответил: «Это песня моя!» Попросил аккордеон и спел «Пасею гурочкi». Им и перевода не надо было никакого! Душевность нашей исконной песенной традиции оказалась понятна англичанам. Меня долго не отпускали и просили спеть еще.

— Владимир Иванович, как вы стали соавтором Государственного гимна Республики Беларусь?

— Хочу напомнить, что первая версия белорусского гимна была принята еще в 1955 году, ее автор Михаил Климкович. В то время я и представить себе не мог, что через 40 с лишним лет мне посчастливится работать над текстом гимна, написанного им.

После распада Советского Союза Беларусь осталась без гимна. Звучала музыка без слов! Удручающее положение, которое не способствовало имиджу страны на международной арене! А ведь в гимне – душа народа. Еще в древности люди во время больших праздников, после победы над врагами или избавления от последствий природных стихий пели общую песню или творили молитву. Песня сплачивала их надеждой и верой в силы народа. У белорусов такой песни не стало…

Благодаря инициативе Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко был объявлен конкурс на музыку и слова для нового белорусского гимна. В нем участвовало немало известных поэтов и композиторов. Я тоже принял участие в конкурсе, взяв за основу текст Климковича.

2 июля 2002 года Указом Президента Республики Беларусь были утверждены текст и музыкальная редакция (ноты) Государственного гимна. Оказалось, что музыки лучше, чем мелодия Гимна Белорусской ССР, которую сочинил Нестор Федорович Соколовский, никто не создал.

– Удача в поэзии – это признание коллег, почитание публики или собственное чувство удовлетворения от работы?

– Мне кажется, у любого творческого человека должен быть внутренний «датчик», заставляющий сомневаться в том, что сделано. Это и источник бесконечного страдания. Но в страдании выплавляется талант поэта – формируется стиль, неповторимая система образов, особая метафоричность языка. Надо чураться самолюбования в творчестве, но и не терять гордости.

– Какими талантами отличаются члены вашей семьи?

– Мой сын Владимир Каризна-младший – профессиональный музыкант, член Союза композиторов Беларуси, ученик профессора Глебова. Внуки Настя и Иван пошли по родительским стопам. Настя играет на скрипке, является лауреатом международного конкурса скрипачей. Ваня учится по классу виолончели и тоже лауреат международных конкурсов. За мастерство знаменитый Владимир Спиваков подарил ему виолончель.

– В чем вы видите перспективы развития литературы и поэзии на белорусской земле?

– В возвращении к истокам, к пониманию души белоруса. В современных песнях нет ни души, ни смысла! А ведь были времена, когда песнями заслушивалась вся страна! И пела! А все потому, что у поэтов была жесточайшая внутренняя ответственность за каждое свое слово и высокая духовность.

У меня есть стихотворение, а в нем такие строки: «Вы песню адбярыце ў народа, i можна пакарыць тады народ». И ведь это так.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter