Почему гимназия №5 так и не стала первым в стране учреждением образования, где электричество работает на солнечной энергии

Бег против солнца

Гимназия № 5 в Барановичах вполне могла бы стать первым в стране учреждением образования, где все лампочки в классах  и коридорах работают на солнечной энергии. Еще в 2014 году город утвердил проект размещения на крыше учебного заведения фотоэлектрической установки. Ожидалось, что солнечные батареи будут конструировать сами гимназисты. За этим дело не стало, однако энергетической революции в отдельно взятом учебном заведении все равно не случилось. Почему — разбиралась корреспондент «Р».

Андрей ЛУКЬЯНЕНКО и юные техники мастерят светодиодный прожектор.

Когда команда гимназии № 5 Барановичей собрала первую солнечную батарею, для производителей альтернативной электроэнергии в стране действовал повышающий коэффициент 2,7. То есть продать государству «зеленый» киловатт (имея договор с местными электрическими сетями РУП «Брестэнерго») можно было почти в три раза дороже, чем купить. Кто-то на этом зарабатывал. Гимназия же в первую очередь искала возможность за счет природных источников удешевить собственное электропотребление. Солнечная электроэнергия виделась на тот момент весьма выгодным вариантом высвобождения средств для других нужд. Руководство согласовало проект солнечной электростанции, но несколько лет не может найти финансовую поддержку. 

Ложка, как говорится, хороша к обеду. За пару лет коэффициент, поддерживающий проекты по «зеленой» энергетике, снизился. Сейчас над дилеммой, устанавливать или нет альтернативные источники электроэнергии, задумывается даже успешный производитель. Как и когда дорогостоящее оборудование окупит учреждение образования, вопрос непростой. 

Разговор об энергосбережении в гимназии начал руководитель объединения по интересам «Альтернативные источники света» Андрей Лукьяненко. Перед уходом на пенсию в 2011 году он воплотил в жизнь яркую идею: перевел на светодиодные прожекторы внешнее освещение гимназии. Гимназисты вместе с руководителем мастерили лампы из деталей, купленных за средства от внебюджетной деятельности. Прожекторы стали экономически эффективнее, чем обычные лампы, вспоминает директор гимназии Татьяна Шестак: 

— С появлением светодиодной системы в темное время суток на территории стало заметно светлее. Поначалу в гимназию звонили жители близлежащих домов, беспокоились, что мы не экономим электричество. Мы объясняли, что перешли на экономичное долговечное светодиодное, дающее более яркое освещение. 

Собрать солнечную батарею площадью метр на метр можно в течение дня.

Впоследствии жители многоэтажек привыкли: интеллектуальные прожекторы самостоятельно включаются с наступлением сумерек и гаснут утром. А столбы с газоразрядными лампами отключили. Успешный эксперимент с уличным освещением навел на мысль перевести на лампы эконом-класса теплицу. Сказано — сделано. Сегодня в местном оазисе, кроме привычных огурцов, лука, цветов, растут инжир и лайм. 

Андрей Лукьяненко ушел «в отставку», а новаторский пост принял молодой специалист Андрей Любас. Выпускник Брестского государственного университета им. А.С. Пушкина возглавил научное общество учащихся «IQ». Именно участники этого объединения, в основном старшеклассники, несколько лет назад собрали первую солнечную батарею. Руководил работой Андрей Любас: 

— Идеи «зеленой» энергетики всегда привлекали меня, поэтому я решил продолжить начатую Андреем Алексеевичем работу по энергосбережению и попробовать перевести гимназию на альтернативные источники электроэнергии. 

За счет заработанных внебюджетной деятельностью средств гимназия закупила комплектующие — и на очередном заседании научного общества «IQ» участники вместе с учителем изготовили первую панель площадью метр на метр! 

Себестоимость самодельной солнечной батареи мощностью 50 ватт три года назад составляла 45 долларов США. Примерно в три раза дешевле рыночной цены. Энтузиасты вдохновились: чтобы покрыть потребности гимназии в электроэнергии, на крыше нужно было установить шестьдесят солнечных батарей номинальной мощностью 250 ватт каждая. Стоила бы станция около семи с половиной тысяч долларов США, столько же ушло бы на установку и подключение. Гимназия всерьез намеревалась дойти до цели, вспоминает заместитель директора по учебной работе Елена Емельянчик: 

— Мы разработали проект на основании технических условий соответствующих служб города, согласовали и утвердили в соответствующем порядке. 

Говорят, каждая идея переживает три стадии: «этого не может быть», «в этом что-то есть» и «иначе и не могло быть». На каком этапе зависла гимназия № 5, сказать сложно. С одной стороны, мир признал эффективность энергии солнца и активно использует ее. С другой — государственным учреждениям образования поставить солнечную электростанцию крайне сложно из-за ее высокой стоимости. Гимназия пошла по пути научной авантюры: сами создали панели, сами рассчитали мощность и утвердили проект, за счет чего в несколько раз уменьшили цену идеи. Но идти первым всегда непросто. 

Были времена, администрации гимназии казалось, что они стучатся в закрытые двери. Но знаете что? У барановичских Эдисонов есть единомышленники по использованию энергии солнца! В Ивановском районе центральная районная больница и детская консультация перешли на солнечные водонагреватели. Два детских сада в Бресте и оздоровительный лагерь в Кобринском районе пошли по этому же пути. Так что не за горами тот день, когда классы гимназии будут освещаться энергией солнца. Иначе и не может быть. 

МНЕНИЕ

Алексей РУДЗКИЙ, начальник отдела энергетики и топлива Брестского облисполкома:


— Чтобы сдавать государству полученную из возобновляемых источников электроэнергию по повышающему коэффициенту, юридическое лицо должно получить соответствующую квоту в комиссии при Минэнерго. Для этого в облисполком подается заявка, которая ежегодно направляется в министерство. В прошлом году мы направили около 7 заявок по «солнцу», но квоту никто не получил. При продаже солнечной энергии в сеть за 70 процентов от тарифа идет совсем другая экономика. Другими словами, те, кто сегодня принимает решение использовать возобновляемые источники энергии, должны понимать, что вкладываемые в оборудование средства будут окупаться в основном за счет экономии энергоресурсов, а не от продажи энергии государству.


hanna.petrachenka@yandex.ru

Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter